?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Сегодняшний кусок биографии Айрис Мердок (Peter J. Conradi – Iris Murdoch. The Live) я излагаю в честь дня рождения писателя Андрея Матвеева ([info]dal_martin), чей читательский интерес к этим постам принимаю с большой благодарностью.

Предыдущие посты по этой теме смотрите по тегу Айрис Мердок

Мадонна Большевичка. 1939-1942. Часть 2

122. В мае 1940 Айрис и Мэри Страттон перешли ко второй части курса "Mods and Greats" (см. факт 83). Руководителем курса "Greats" была Изобел Хендерсон (см. факт 82) - очень интересная особа из состоятельной и известной семьи, овдовевшая в первые дни своего замужества, она жила вместе с родителями на территории колледжа Линкольн, ректором которого был ее отец (J.A.R. Munro). Изабел Хендерсон была внешне привлекательной, светлой, обладала красивым голосом, знанием нескольких языков, страстно увлекалась музыкой, скачками, поэзией, крикетом, испанской культурой и путешествиями по Средиземноморью. Одним из ее любимых высказываний было: "One is always wrong not to like things." ("Не любить что-то – значит ошибаться"). В ее понятии не любить музыку или скачки, например, означало, что люди просто не приложили усилий к тому, чтобы узнать об этом в достаточной мере для получения удовольствия.

123. Своим лучшим студентам Изабел Хендерсон рекомендовала семинары Эдуарда Френкеля, хотя и предупреждала девушек, что Френкель их может "облапать". Айрис не возражала, когда он пытался ее приобнять или потрепать по руке. Это было еще до тех времен, когда подобное поведение преподавателей по отношению к студентам считалось непристойным. Френкель обожал Айрис, а она "любила" его. Он давал ей частные уроки, их взаимоотношения были целомудренными. Не все студенты разделяли ее уверенность и благоговейное отношение к Френкелю: Мэри Уорнок, например, была очень обеспокоена, когда узнала о его прекрасном педагогическом даровании в сочетании с неблагоразумностью, в нем уживались интеллект и эротизм. Мэри Уорнок готовилась к занятиям Френкеля, как на битву с врагом, и одевалась таким образом, чтобы его "лапания" были в рамках доступного. Айрис, в свою очередь, не возражала иметь дело с "трудными" мужчинами (или женщинами). Позднее она выстроила целую философию вокруг отношений между эросом и интеллектом.


124. Немецкая традиция семинара была новой для Оксфорда. Раз в неделю с 5 до 7 вечера в старинном зале на первом этаже корпуса за длинным продолговатым столом собиралась группа из 12-20 человек. Френкель сидел во главе стола, над которым витали страсти всех участников, более всего – самого Френкеля. Многие участники, в последствии сами известные ученые, вспоминали семинары Френкеля по "Агамемнону" как "самое значимое явление в Оксфорде". А.М. писала об этом:

ever since the days of the Agamemnon class, [it gave me] a vision of excellence … The tones of the Merton clock striking the quarters still brings back to me to the tense atmosphere of that class – and how afraid I felt in case I was asked something I didn’t know.

125. Семинар Френкеля также сравнивался с "горностаем, обращающимся к кучке кроликов". Выдвигать противоречащую Френкелю идею было опасно: его голова начинала дрожать от негодования, щеки колыхались в несогласии даже с теми, кто выдвигал какие-либо опровержения, опираясь на предыдущих ученых. Френкель выкрикивал: "Nonsense" – "Unspeakable!" И не дай бог, кто-нибудь из участников семинара неосторожно ронял случайные замечания – Френкель неутомимо и страстно доказывал несчастному его ошибку. Однако на следующий день могла прийти записка от Френкеля, в которой он, как бы извиняясь, указывал, что его точка зрения требует дополнительных уточнений, а в предисловии к своему трехтомному труду по изучению "Агамемнона", опубликованному в 1950 году он признал, что этой работой обязан "здравому смыслу молодежи". Позднее Айрис писала: "The best teachers are a trifle sadistic."

126. После одного из семинаров Френкель решил пригласить Айрис к себе домой, но она была в окружении хихикающей компании Мэри Страттон и Ника Кросби (в которого Мэри была влюблена), так что Френкелю пришлось звать к себе всех троих. Он показал им отрывок из «Фауста» Гёте, где Мефистофель говорит: "Ich bin der Geist der stets verneint" – дух, который постоянно отрицает, и Френкель указывал на связь между этим высказыванием и природой зла. Однажды в доме Милдред Хартли (см. факт 84) кто-то из присутствующих упомянул Ника Кросби, на что Френкель заметил: "А, это тот Керубино в моем классе". Должно быть, себя Френкель видел при этом графом Альмавива*.



* Керубино – паж графини Альмавива в "Женитьбе Фигаро" Моцарта.


Предыдущий пост об Айрис Мердок          Продолжение
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
bigmikejr
Jul. 12th, 2011 07:34 pm (UTC)
мы таки читаем, просто не комментим.
ilfasidoroff
Jul. 12th, 2011 08:25 pm (UTC)
эта харашо :)
dal_martin
Jul. 12th, 2011 07:49 pm (UTC)
а мы читаем и комментируем, типа: круто)
ilfasidoroff
Jul. 12th, 2011 08:25 pm (UTC)
вы воще маладсы!
dal_martin
Jul. 12th, 2011 08:26 pm (UTC)
смайлим и танцуем, но идем уже спать)
ilfasidoroff
Jul. 12th, 2011 08:29 pm (UTC)
Уже пора, уже пора! Спят усталые игрушки!
lite_lite_lite
Sep. 4th, 2012 11:57 am (UTC)
Внезапно. Я поняла механизм моего восхищения А.М., это потому что читая ее и о ней я вдруг начанаю совсем по-другому смотреть на окружающий мир, до прочтения я в амебообразном состоянии, а в следующий - размышдяю. И надо конечно отдать должное Вашему мастерскому переводу!
ilfasidoroff
Sep. 4th, 2012 07:54 pm (UTC)
Да, она заставляет думать, конечно. А я-то не перевожу ведь. Я пересказываю, иногда очень близко к тексту, иногда привожу цитаты в построчнике, но переводчик из меня никудышный. ))
lite_lite_lite
Sep. 4th, 2012 08:01 pm (UTC)
Зато персказчик кудышный, пересказываете так что не оторваться!
ilfasidoroff
Sep. 4th, 2012 08:18 pm (UTC)
Спасибо ))
lite_lite_lite
Sep. 4th, 2012 11:59 am (UTC)
Кстати хотелось бы поподробнее насчет ее теории об эросе и интеллекте! :-)
ilfasidoroff
Sep. 4th, 2012 07:52 pm (UTC)
Сама теория-то у нее, скорее всего, выстроена в одном из ее философских произведений. У меня до них пока руки не дошли (как впрочем и до большинства ее романов, но дойдут-дойдут). Ну а если смотреть на ее произведения, то там эта теория везде, наверное. Да и приведенные в биог записи из ее дневника о том же Канетти, хотя бы...
lite_lite_lite
Sep. 4th, 2012 07:59 pm (UTC)
Ну да, эрос и талант вещи неотъемлемые...:-) Наверное не было еще талантливого писателя имоптента. :-))) Все таки сила таланта равна силе либидо.:-))
ilfasidoroff
Sep. 4th, 2012 08:17 pm (UTC)
Вот по этому поводу ничего не могу сказать. )))))
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner