?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Море, море –

– это история одержимого страстью героя. Вряд ли найдется читатель, который рискнет назвать этого героя положительным. Роман изобилует карикатурными персонажами, главный из которых – Чарльз Эрроуби в силу своего тщеславия – фигура самая неприятная. Однако каким же мастером слова надо быть, чтобы несмотря на всю карикатурность героев, снабдить читателя чувством симпатии к ним (и в этом я лично не нахожу авторов, равных Айрис Мердок).

Чарльз Эрроуби – вышедший на пенсию известный театральный режиссер, актер и сценарист, решивший поменять "шоу-биз" в Лондоне на отшельническую жизнь, полную простых эгоистических удовольствий в отдаленном неблагоустроенном доме на берегу моря. Но очень скоро в этой новой жизни Чарльза настигают проблемы: "привидения" в доме, "чудовища", выплывающие из моря, женщины из прошлого, от которых он стремиться спрятаться, появляются в гостях неожиданно… И еще более неожиданно по соседству с отшельническим логовом возникает его первая любовь – Хартли, и Чарльз, одержимый всколыхнувшейся страстью, прилагает массу нелепых усилий, чтобы спасти эту давно потерявшую виды, а также свои былые чувства к нему (даже если они были) женщину от ее "несчастного" брака.

На помощь Чарльзу приходят двое приятелей по театру: гей Гилберт и ирландец Перегрин, у которого Чарльз когда-то похитил жену. Вовлеченными в эту историю оказываются также приемный сын Хартли Титус и кузен Чарльза – генерал-буддист Джеймс Эрроуби. Джеймс – пожалуй, единственный по-настоящему положительный персонаж в романе, хотя через восприятие Чарльза, от имени которого ведется повествование, и его воспоминания детства, положительность Джеймса мы видим не сразу. Благодаря ему, история носит еще и мистический характер, но это не единственное достоинство этого героя.

Все романы Айрис Мердок являются свидетельством ее (профессионального) увлечения философией, но она не выступает в них нравоучителем. Мердок не берет на себя роль учителя правды для своих читателей, но по прочтении любого романа у читателя может возникнуть ощущение, что он прибыл по назначению – т.е. в то самое место, куда автор хотела бы его привести. Так было со мной, во всяком случае, и уже неоднократно. По прочтении романа "Море, море", в частности, я осталась благодарна Айрис Мердок за удивительные чувства, которые вызвал рассказ Джеймса Эрроуби о смерти его слуги-шерпа, и за мысли о связи между тем рассказом и основной идеей романа:

"We got up to the top of the pass and got caught in a blizzard. I thought we’d be all right. But we weren’t. There wasn’t enough heat for twо. Milarepa died in the night, he died in my arms. <…> He trusted me… It was my vanity that killed him…" (c)

Шерпа погиб из-за тщеславия Джеймса. Хотя что есть его тщеславие по сравнению с тщеславием Чарльза Эрроуби?


Моя коллекция любимых книг пополнилась еще одним романом Айрис Мердок. Что касается недостатков, то (ИМХО) там есть один: история, пожалуй, не заслуживает толстого объема 502 (в том издании, которое я прочла) страниц. Кое-где ощущаются повторы, но этот недостаток, скорее, продолжение основного достоинства автора – ее удивительного владения словом, за которым, тем не менее, не надо лезть в словарь. Легкий, доступный и прекрасный стиль прекрасной Айрис Мердок.


Хотела отправить кросс-пост в сообщество chto_chitat, но он был отвергнут модератором.И потому использую тут(из принципа!) вот эту ЖЖ-фичу:


Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
dal_martin
Aug. 23rd, 2011 03:28 pm (UTC)
А я его люблю за морские вставки)
ilfasidoroff
Aug. 23rd, 2011 03:29 pm (UTC)
Думаю, что вам именно это и должно было понравится. :) Море описано совершенно прекрасно, да. Я именно после тех описаний сама захотела к морю в июле, хотя вообще-то к нему особой страсти не испытываю.
dal_martin
Aug. 23rd, 2011 03:31 pm (UTC)
Описания вот хорошо помню, а сам роман абсолютно нет...
ilfasidoroff
Aug. 23rd, 2011 03:32 pm (UTC)
Ой, я этот роман буду помнить очень долго, несмотря на то, что у меня обычно все быстро выветривается. :)
dal_martin
Aug. 23rd, 2011 03:33 pm (UTC)
Значит, зацепил!
ilfasidoroff
Aug. 23rd, 2011 03:35 pm (UTC)
Я пока прочла всего 3 романа у нее (не считая "The Sandcastle", мы его в институте проходили много-много-много лет назад). И зацепил каждый из трех.
dal_martin
Aug. 23rd, 2011 03:36 pm (UTC)
Я почему-то "Черного принца" помню чуток.... А русское название как того романа, что вы упомянули?
ilfasidoroff
Aug. 23rd, 2011 03:38 pm (UTC)
Я "Принца" еще не читала. Предвкушаю, хотя на очереди (уже куплены): "The Flight from the Enchanter" ("Бегство от волшебника") и "The Sandcastle" ("Замок на песке", буду его перечитывать).
dal_martin
Aug. 23rd, 2011 03:39 pm (UTC)
эти я не читал... и не буду уже, поди!
ilfasidoroff
Aug. 23rd, 2011 03:40 pm (UTC)
А чего бы и не прочитать?
dal_martin
Aug. 23rd, 2011 03:40 pm (UTC)
Да я фикшн не читаю уже практически...
ilfasidoroff
Aug. 23rd, 2011 03:42 pm (UTC)
У меня был период (лет 5 или даже больше), когда я не читала фикшин - только учебники по специальности, иногда статьи в журналах. Но потом снова увлеклась, так что - зачем зарекаться? :) Главное, чтоб желание было. Но если его нет, то тут уже ничего не поделаешь.
dal_martin
Aug. 23rd, 2011 03:54 pm (UTC)
Ну, я слишком его много читал. да и понаписал достаточно)Пока просто ничего не цепляет, читаю только нон-фикшн...
olelookoyeah
Aug. 24th, 2011 03:45 am (UTC)
Самыми вкусными и праздничными были первые страницы романа, пока герой жил один у моря. Мне это очень близко, ведь я обожаю отдых в одиночестве у моря. А потом, когда стали появляться другие герои, становилось всё скучноватее и скучноватее... :)
ilfasidoroff
Aug. 24th, 2011 07:49 am (UTC)
Кому как. :) Мне скучно не было нигде, даже на описаниях природы (моря) - я, наоборот, не терплю одиночества и отшельническая жизнь в неблагоустроенном доме была бы мне в тягость, да и от природных описаний не фанатею (хотя у Мердок они прекрасны, действительно). С бОльшим интересом читала там, где герои, действия, диалоги, философские мысли в них и между ними.

Насчет "вкусных" - ты в прямом смысле, что на первых страницах было много всего гастрономического? Если так, там, скорее, смешно, чем вкусно. Кулинарные изобретения Чарльза Эрроуби звучат изысканно НЕвкусно, но в то же время очень и очень по-английски, в этом-то и вся "соль" :)
olelookoyeah
Aug. 24th, 2011 01:35 pm (UTC)
Конечно, с точки зрения фотокулинара там всё невкусно! но я не совсем о пище или совсем не о пище. А английский - да, простой и классный ( классический )!
По-настоящему я переживал только от одной книги - Чёрный принц.
blackdiver
Sep. 1st, 2011 10:27 am (UTC)
a за что был отвергнут модератором?
ilfasidoroff
Sep. 1st, 2011 10:38 am (UTC)
Модератор сказал, что по правилам сообщества в заголовке подобных постов обязательно должна стоять фамилия автора произведения. Очевидно, новое правило, которого я не знала (не во всех моих предыдущих постах я указыала фамилию автора, и посты не отвергались). А может быть, другие модераторы, которые пропускали предыдущие посты, были менее принципиальны, а правило существовало всегда (я забываю о некоторых правилах). Я, конечно, могла бы исправить заголовок и отправить этот текст в сообщество повторно, но не сделала этого частично из-за лени, частично из принципа: модератор ведь сам мог легко подправить заголовок, так что такой отказ я сочла скорее за выпендреж отдельного модератора в его/ее возможности проявить свое превосходство, нежели за нарушение правил сообщества. ))
blackdiver
Sep. 21st, 2011 07:23 am (UTC)
модератор ведь сам мог легко подправить заголовок,
_

Не, у модераторов нет такой возможности:)
Но полюбому он мог пропустить пост и попросить, чтоб ты его подправила.
ilfasidoroff
Sep. 1st, 2011 10:43 am (UTC)
Да, Наташа, ты спрашивала, читать ли тебе этот текс в состоянии душевного неспокойствия (или удрученности даже или чего-то еще в этом духе). Если это состояние превалирует, то, пожалуй, НЕ читать. Это трагикомедия со всеми вытекающими. Но очень, очень мудрая и в чем-то помогающая "прозреть". Дает ответы на смутные внутренние вопросы. Айрис Мердок всегда их дает.

Но вот еще момент... Это ведь одно из ее более поздних произведений, т.е. ее собственный жизненный опыт и возраст накладывается соответственно. Поэтому, "Море, море", пожалуй, лучше будет оценено в более зрелом возрасте, что ли... Ну лет этак за 36... А вот более ранние, пожалуй, читать можно и намного раньше. Почитай "Под Сетью", если есть. Или "Замок на песке" (я читала его в студенчестве, содержание не помню, только очень благоприятные ощущения). Я сейчас читаю вторую ее книгу "Бегство от волшебника". Тоже можно тебе, мне кажется, хотя я и не дочитала до конца. Но она прекрасна, наверное, как и все, что Мердок написала (или почти все).
blackdiver
Sep. 21st, 2011 07:25 am (UTC)
а вот сейчас у меня состояние не удрученное, и я решила наконец-то за неё взяться. начала с книги которая чужая и её надо вернуть - "Сон Бруно". мрачновато пока, но я только начала - страниц 20 прочитала.

кстати, я не помню говорила ли я тебе - я буду в Оксфорде с 12-16 ноября, но 12-13 я встретиться не смогу, а вот 14-16-го скорее всего смогу с удовольствием, если ты захочешь и если у тебя будет свободное время:))
ilfasidoroff
Sep. 21st, 2011 10:57 am (UTC)
"Сон Бруно" я пока не читала. Читаю сейчас "Время ангелов".

С удовольствием встречусь с тобой в Оксфорде (если не возникнут какие-то препятствующие обстоятельства), надо только поближе к делу - мне напомнить.
blackdiver
Sep. 21st, 2011 12:05 pm (UTC)
да-да, я обязательно напомню:)))
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner