Пигмалион и сам был прекрасен и молод, все вокруг обожали его. Женщины по нему с ума сходили, влюбляясь в его талант и красоту. Но Пигмалион не обращал на женщин внимания. Он их вообще терпеть не мог, винил их во всех делах грешных, избегал с ними близости и даже принял решение никогда не жениться. Однако, будучи скульптором, Пигмалион лепил фигуры разных людей, в том числе, женщин, и однажды он изваял статую удивительной красоты из слоновой кости.
Глядя на эту статую, невозможно было поверить, что она неживая. Но ни одна из живых женщин не сравнилась бы с ее красотой, будто не скульптор, а сама природа изваяла фигуру, которая не совершала движений лишь из-за того, что стеснялась.
Пигмалион созерцал свое творение часами и сам приходил в восторг. Постепенно его восхищение скульптурой переросло в любовь. Он то и дело касался статуи руками, словно проверял, не живая ли она в самом деле, и убеждаясь в ее неодушевленности, поражался, что перед ним всего лишь ваяние из слоновой кости.
Скульптор стал подносить ей подарки, какие пришлись бы вкусу любой юной деве: яркие ракушки, блестящие камушки, бусы, янтарь... Он облачал каменную деву в платья, насаживал перстни на ее пальцы, вешал ожерелья на ее шею, вставлял серьги в ее уши, украшал жемчугами ее грудь. В нарядах и украшениях статуя выглядела не менее прелестной, чем без одежд. Пигмалион укладывал статую на кровать, на чистое покрывало, головой на подушку из нежного лебяжьего пуха. Скульптор дал каменной девственнице имя «Галатея», что означает «спящая любовь».
Тем временем приблизился фестиваль Афродиты – самый грандиозный праздник на Кипре, когда возносятся жертвы богам, дымятся алтари, и воздух заполняется запахом фимиама. В церемониальном чествовании великой богини решил принять участие и Пигмалион. Все предыдущие годы он, будучи женоненавистником, избегал этих чествований, но на сей раз отправился в храм. Скульптор преподнес свою жертву богине, а в конце церемонии, стоя перед алтарем Афродиты, робко попросил: «О боги, дающие дары, я умоляю, пошлите мне в жены…» Пигмалион не осмелился проговорить: «…мою каменную деву, – и вместо этого произнес, – ту, что похожа на мою каменную деву».
Но Афродита поняла, что несчастный скульптор хотел ей сказать. Ей стало вдруг любопытно: как мужчина мог полюбить неодушевленный предмет? Или статуя была настолько прекрасной, что Пигмалион влюбился в собственное творение?
Творение Пигмалиона очаровало богиню, и она оживила статую.
Вернувшись домой, Пигмалион, как обычно, приблизился к Галатее и встал перед ней на колени. И стал смотреть на нее, как обычно, – нежно и страстно, как может мужчина смотреть на возлюбленную. Вдруг он заметил, что Галатея смотрит на него с ответной нежностью. Пигмалион глазам не поверил, решил, что воображение разыгралось. Он потер глаза и опять взглянул на Галатею.
Но нет, на сей раз он не мог обмануться: Галатея улыбалась в ответ. Скульптор провел рукой по ее рукам и ногам; слоновая кость бала теплой и реагировала на его прикосновения, словно податливый воск.
Пигмалион вскочил на ноги в смятении, не зная, то ли радоваться, то ли не верить. И еще раз нежно коснулся объекта своих страстных желаний. Статуя была живая!
Постепенно Пигмалион осознал, что его скульптура ожила благодаря его молитве. Афродите была понятна его страсть. И не найдя достойных слов благодарности за бесценный подарок, скульптор смиренно склонился к ногам своей богини.
Скоро Пигмалион и Галатея сыграли свадьбу. Афродита благословила их брачный союз, породивший впоследствии сына Пафоса, в честь которого был назван город на Кипре.
Всю свою жизнь Пигмалион и Галатея преподносили дары в храм Афродиты, и она вознаградила их счастьем и вечной любовью.
Идея пересказать этот миф возникла у меня в связи с прочтением книги Бриджид Брофи "Плоть". Бриджид Брофи рассказала там более современную и весьма фрейдистскую версию этого мифа. Бриджид Брофи также состояла в любовных отношениях с Айрис Мердок, биографии которой посвящено большинство постов в моем чудном ЖЖ.
Journal information