?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Де Бовуар о Савое

Вчера я зафрендилась с удивительным Барсуком, и очень этому рада. Потому как основное увлечение (если даже не профессия) моего нового френда – это музыка, причем большей частью (насколько я поняла) – блюзы и джаз, к чему я сама неровно дышу уже много лет. (А кстати, другие любители джаза, вы еще не подписались на ЖЖ _badger_? Весьма рекомендую вам это сделать — такой восхитительной музыкальной подборки, что я слушала вчера до глубокой ночи, пока еще не встречалась мне в других ЖЖ).

Зафрендились мы после того, как "Барсуку" попался на глаза мой недавний перевод из дневника Симоны де Бовуар "Америка день за днем", где она описывала службу в негритянской церкви. После обмена комментариями мне захотелось перевести и некоторые другие куски из того же дневника в надежде, что _badger_ их прокомментирует с музыкальными примерами. Возможно, из этого у нас получится небольшой проект, приглашаю всех заинтересованных к чтению, слушанию и дальнейшему участию. С радостью ввожу новый тег "де Бовуар о джазе".


Кастор* прилетела в Нью Йорк 25 января 1947 года. Почти весь день 3 февраля она провела, гуляя одна по Гарлему. Вечером в сопровождении друга — афро-американского писателя Ричарда Райта и его жены она отправилась на танцевальное пати в "Савой".

"Савой" — это большой американский танцевальный зал, ничего экзотического. С одной стороны танцевальная площадка ограничена стеной, вдоль которой сидит оркестр. С другой стороны — боксы со стульями и столами, чуть дальше — что-то наподобие огромного холла, похожего на лобби в отеле. На полу ковер, в креслах люди сидят со скучающим видом. Это те, кто не пьет ничего: они только за вход заплатили, а во время танцев женщины занимаются вышиванием, словно на городском балу. Мы садимся в одном из боксов, и Райт ставит бутылку виски на стол. Здесь не продают виски, но посетителям можно свое приносить. Мы заказываем содовую, пьем и поглядываем по сторонам. Ни одного белого лица. Вообще-то нельзя сказать, что это место было бы за пределами доступа более, чем Ленокс Авеню, но лишь немногочисленные фанатики джаза и иностранцы проявляют смекалку и смелость прийти сюда. Большинство женщин молоды. Они одеты в простые юбки и короткие свитера, их туфли на высоких каблуках порой очень причудливы. Блеск темных оттенков кожи украшает их голые ноги лучше, чем нейлоновые чулки. Многие красивы, и все выглядят необыкновенно веселыми. Какой контраст с отталкивающей холодностью белых американок. А когда видишь, как танцуют эти мужчины с их чувственной натурой, не ограниченной броней пуританской добродетели, то понимаешь, сколько сексуальной ревности может пополнить ненависть белых американцев к этим ловким телам. В действительности, лишь очень малый процент линчеваний или расовых инцидентов имеют сексуальную подоплеку, и все же белые упрямо верят и говорят, что негры домогаются белых женщин с похотью диких зверей. Этим они лишь еще раз маскируют совершенно иной страх; они боятся, что белые женщины вожделеют черных «с животной страстью», но мужчин и самих очаровывают эти фантазии сексуального совершенства. Их зависть простирается дальше. Они с готовностью — и с горечью — говорят: "Эти люди свободнее и счастливее, чем мы". Есть своя правда в этом утверждении. Какая веселость, какая свобода, какая живость в этой музыке и танцах! И это поражает еще сильнее в свете того, что такой большой танцевальный холл сам по себе привычен и ординарен. В Париже, когда негры танцуют, смешиваясь с белыми на рю Бломе, они тоже застенчивы, особенно женщины, излишняя вольность их жестов провоцирует, граничит с непристойностью. Здесь они среди своих и не пытаются произвести подобных эффектов; многие из этих молодых женщин — из респектабельных семей, и они, возможно, посещают церковь по воскресеньям. Они проработали целый день и пришли сюда, чтобы развлечься — скромно, со своими парнями. Они танцуют просто и совершенно непринужденно; требуется абсолютная внутренняя раскрепощенность, чтобы позволить музыке и ритмам джаза овладеть собой полностью. Именно эта раскрепощенность дает волю фантазии, чувству, болтовне, смеху такого свойства, которое незнакомо большинству белых американцев. Конечно, расисты используют это как аргумент: к чему нам стремиться менять условия негров, если они и так свободнее и счастливее всех? Старый аргумент, прилипший к устам капиталистических боссов и колониалистов: работники и туземцы всегда свободнее и счастливее. И в самом деле, угнетенные избавлены от власти идолов, избранных угнетателем, но эта привилегия не оправдывает угнетения.

Я слушаю джаз, смотрю на танцующих и пью виски; мне начинает нравиться виски. Мне хорошо. "Савой" – самый большой танцевальный зал в Нью-Йорке, самый большой во всем мире — даже эти слова тешат душу. И этот джаз, возможно, самый лучший в мире; в любом случае, нет такого другого места, где бы он мог более полно выразить свою истину — в танце, в сердце и в жизни каждого из собравшихся здесь. Когда я ходила слушать джаз в Париже или смотреть на танцующих негров, момент никогда не был достаточен сам по себе: он обещал что-то иное, более полную реальность, которой он был там лишь смутным отражением. Здесь я прикасаюсь к тому, что не ведет меня к чему-то иному — только к себе; я вышла из пещеры. Время от времени в Нью-Йорке я испытываю ту полноту, что позволяет подчинившейся душе созерцать чистую Идею. В этом есть величайшее чудо моего вояжа, и оно до сих пор не казалось таким ослепительным, как сегодня.


(Отрывок из дневника Симоны де Бовуар, "Америка день за днем", 1947. Перевод (с) ilfasidoroff, 2012.)


* Если кто не в курсе, Кастор — пожизненная кличка Симоны де Бовуар, присвоенная ее другом (и другом Сартра) Рене Майо где-то в 1929 году. Castor (франц.) – бобер.

В этом клипе, к сожалению, не "Савой", но танец (Линди хоп) — очень похож на те, что в 1947-м году могли исполнять на пати, что посетила Кастор.



Копирование вышеизложенного текста и других материалов из этого блога с указанием соответствующей ссылки – приветствуется.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
_badger_
Jun. 12th, 2012 08:14 pm (UTC)
Спасибо дорогой Ильфе за добрые слова, но поскольку Барсуки - записные зануды, внесу ясность. Я занимаюсь тем, что называется "старый ритм-энд-блюз" - R&B, в отличие от нового r'n'b, который со старым имеет общего только название и цвет кожи исполнителей, но даже записывается аббревиатура по-другому. В старый R&B входит музыка негроамериканцев (я очень неполиткорректный, ага ;), издававшаяся в период со второй половины 40-х годов примерно до начала 80-х годов, не являющаяся по определению ни джазом, ни роком, ни даже рок-н-роллом - в сухом остатке у нас блюз, соул, фанк и их производные типа соул-блюз. А ещё я увлекаюсь музыкой госпел и немножко джазом.

Всю музыку, которую я слушаю, я ещё и играю на электрических гитарах, которых у меня целая коллекция, но, к сожалению, в силу обстоятельств я прекратил выступать в московских блюзовых клубах последние два года. Надеюсь, что ближе к осени-зиме у меня получится возобновить выступления со своими друзьями.

ilfasidoroff
Jun. 12th, 2012 09:07 pm (UTC)
Всегда пожалуйста. :) Мне стало немножко забавно, что первый коммментарий от Барсука в моем ЖЖ появился к посту о Бобре (Castor). Что-то в этом есть символичное.:)

Удачи с планирующимися выступлениями с друзьями. Надеюсь, все получится. Может, тогда мы послушаем и ваше исполнение.
_badger_
Jun. 12th, 2012 09:21 pm (UTC)
А послушать можно и сейчас - http://www.youtube.com/watch?v=HNnp0C8jWPE ;)

Пою не я, поёт Дима Казанцев, большой эрудит и аудиофил (dr_nick.livejournal.com)
Запись уже не помню какого года.. 2007, кажется.

Edited at 2012-06-12 09:23 pm (UTC)
ilfasidoroff
Jun. 12th, 2012 09:27 pm (UTC)
Отличная аранжировка! И приятный голос у Димы (прекрасный английский).
_badger_
Jun. 12th, 2012 10:54 pm (UTC)
На сон грядущий - одна песенка, которую я давно пытаюсь уговорить Диму сыграть вместе.

http://www.youtube.com/watch?v=u8lme8he8WU - Peter Green (1968)

А вот первоисточник - Otis Rush (1962), найдите 10 отличий ))
http://www.youtube.com/watch?v=BjapRXIpEBU
ilfasidoroff
Jun. 13th, 2012 12:52 pm (UTC)
Пока не получается послушать: сегодня, похоже, какие-то проблемы на ютьюбе, только ошибки вылетают вместо клипов. Ну да послушаю потом, спасибо ))
_badger_
Jun. 12th, 2012 08:41 pm (UTC)
А теперь комментарий к клипу. То, что мы видим в отрывке из фильма Helzapoppin - это, конечно, акробатический свинговый танец Lindy Hop, который в 50-х плавно перетёк в акробатический рок-н-ролл - только музыка слегка поменялась, ну и движения стали более... эээ... культурными ))

Статейка из Википедии об этой танцевальной группе - Whitey's Lindy Hoppers - http://en.wikipedia.org/wiki/Whitey%27s_Lindy_Hoppers
На ютубе есть замечательные клипчики с Norma Miller - тем самым очаровательным чертёнком из клипа, она родилась в 1919 году, но до сих пор в добром здравии, дай Бог ей отметить своё столетие!
http://www.youtube.com/watch?v=19_OT3aXELU - Norma Miller on Hellzapoppin'

Конечно, в зале "Савой" простые посетители танцевали немного иначе. Хочу заметить, что история развития танцевальных движений зачастую очень сильно рассинхронизирована с таймлайном танцевальной музыки, и поэтому в одном углу Савоя под одну и ту же танцевальную мелодию могли танцевать Lindy Hop, в другом - Foxtrot, ещё где-то Jitterbug и ещё с пяток модных в ту эпоху танцев, которые можно было танцевать под свинговую музыку.

Для создания эффекта присутствия, можно посмотреть интерьеры Савоя в этих клипчиках:
http://www.youtube.com/watch?v=Mqsc0dhoED
http://www.youtube.com/watch?v=Mqsc0dhoED0
http://www.youtube.com/watch?v=VQJGantR2DA

Обязательно надо почитать статью о Savoy Ballroom в Википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Savoy_Ballroom , в ней много интересных подробностей, например: "It was owned by a jewish gangster, Moe Paddon, who some say was a front for Al Capone." ))

Edited at 2012-06-12 08:52 pm (UTC)
ilfasidoroff
Jun. 12th, 2012 09:08 pm (UTC)
Спасибо! Отправляюсь читать-изучать. :)
ilfasidoroff
Jun. 12th, 2012 10:00 pm (UTC)
Интересное замечание о "таймлайне". Я когда-то занималась Линди хопом, посещала клубы, где танцевали либо Jitterbug либо Линди - это было четко разграничено по разным заведениям где-то лет 12 назад. В последний раз появилась в Лондонском "100 Club" 4 года назад, где по понедельникам раньше танцевали исключительно Линди, ну еще для разминки Big Apple или Шим Шам. Очень удивилась во время последнего визита, когда увидела, что там было нечто наподобие Савоя в 40-е. В одном углу танцевали Линди, в другом Джайв, в третьем еще что-то - не очень понятное. :) Я больше там не была (не потому что мне это не понравилось), но интересно было бы посмотреть, как там сейчас танцуют.
_badger_
Jun. 12th, 2012 10:50 pm (UTC)
Я себе чуть мозг не сломал, когда пытался разобраться во всем ассортименте джазовых и свинговых танцев периода 20-х - 40-х годов и их взаимосвязи со сменой музыкальных стилей, пока не понял, что они развивались совершенно независимо, лишь бы количество метрических долей подходило для топания ногами - на 2, 3 или 4 притопа ))

Где-то в дебрях моего ЖЖ есть исследование о развитии quadrille и её влиянии на музыкальную культуру 20-го века, это очень интересная тема - мало кто знает, какими путями из французской кадрили произошел кан-кан - прямой предок акробатического линди хопа, а из английской - вся музыка реггей.

(Как ехидно откомментировал мой сын, когда я дал ему почитать статью про историю кадрили - "Сначала гусары танцевали кадриль не слезая с лошадей, но когда им запретили приводить лошадей в офицерское собрание, им пришлось танцевать с женщинами")
ilfasidoroff
Jun. 13th, 2012 12:49 pm (UTC)
Остроумно. :) Надо будет поискать ваш посто про кадриль, интересно. ))
_badger_
Jun. 13th, 2012 01:11 pm (UTC)
Да я сам потерял этот псто.. найдёте - дайте знать ))

Последовательное применение вопросов "а откуда ЭТО появилось" и "от чего ЭТО произошло" всегда приводит к очень интересным находкам.

Простой обыватель всегда воспринимает культуру кусочно-явочным способом - как написала одна милая наивная девушка "раньше музыки вобще не было пока не появилис Битолс по этому их все стали любить!"



ilfasidoroff
Jun. 13th, 2012 01:15 pm (UTC)
Зато свежий и неискушенный, не обремененный горой знаний взгляд на действительность. Это ничего, что с ошибками, тем более, то, что сегодня ошибки - завтра норма. ))
_badger_
Jun. 13th, 2012 03:13 pm (UTC)
Ну тут две антиномичные истины прячутся.
С одной стороны, музыка без традиции - это вырождение. Мои личные симпатии больше на стороне музыки, имеющей долгую традицию, для джаза и блюза это десятилетия, для народной музыки - столетия шлифования приёмов поколениями музыкантов, изучать этот процесс очень интересно.

С другой стороны, рок-музыка двигалась вперед гениальными "низнайками", которые по наивности своей вкупе с наглостью молодости совершали невзначай прорывы в новые музыкальные измерения - это явление называется "one-hit wonder", и исчисляется многими сотнями во всех жанрах. Таковое регулярно происходило в период со второй половины 50-х до начала 70-х.

К сожалению, после периода вялых диско-80х, эту тенденцию с начала 90-х годов зарубили на корню, когда "эффективные менеджеры" от музыки поняли, что надо не няньчиться с капризными и непредсказуемыми звёздами, а выпускать "музыкальный продукт" определённого "формата", для производства которого годятся одноразовые мальчики, девочки, а также существа неопределённого пола.

ilfasidoroff
Jun. 13th, 2012 03:16 pm (UTC)
Да, да, вы это точно подметили! В литературе происходит нечто подобное. Эпоха "эффективных менеджеров". ((
_badger_
Jun. 13th, 2012 03:24 pm (UTC)
Ну, слава Богу, есть ещё дикие места, куда не забрались "эффективные менеджеры". Я, например, безумно люблю музыку Северной Индии, там, где индийские штаты граничат с Пакистаном, где индуизм встречается с мусульманством, музыкальные стили Khayal и Qawwali, при случае дам послушать кое-кого, это очень сильный музыкальный опыт. Там есть необыкновенно просветлённые люди, излучают просто неземную радость.

ilfasidoroff
Jun. 13th, 2012 03:27 pm (UTC)
Обязательно, обязательно дайте послушать. Жутко интересно.

Индия тоже шагает к "светлому будущему" семимильными шагами, надеюсь, самобытное не испохабят "эффективные менеджеры". Слава Богу, на у них на севере эти перемены менее заметны.
_badger_
Jun. 13th, 2012 03:34 pm (UTC)
Ну.. что-нибудь не очень сложное для начала.. ))

http://www.youtube.com/watch?v=icjT2QejkDo

"Вот пример описания раги Мегх-маллар, исполняемой в сезон дождей: доха - "Махараджа Мегх-маллар встречается с Гауд, Кукубхой, Гурджари, Бангали и Вибхас, проводит с ними время, танцуя и радостно развлекаясь"; чаупаи - "Мегх-маллар хороший махаражда, у него живой ум. Герой прекрасно танцует и наслаждается радостями жизни с веселыми спутницами. Красиво одет Мегх-маллар, он носит тигровую шкуру и унизан многочисленными украшениями. Блестят драгоценности на его прекрасных служанках. Хлопая в ладоши, повелитель танцует с ними под звуки барабана. Танцы и музыка вызывают появление на небе облаков. Облака сгущаются, их движение сопровождается громом и молнией. Начинается дождь"
ilfasidoroff
Jun. 13th, 2012 03:47 pm (UTC)
Взрыв мозга ))
_badger_
Jun. 13th, 2012 04:04 pm (UTC)
Это ещё не взрыв...
Взрыв - это вот где:

http://www.youtube.com/watch?v=jIRTojNHPAw

Самое интересное со второй минуты - эти странные восточные люди запросто на ходу изобретают блюзы и босса-нову, так, в порядке лёгкой импровизации..

А теперь слушаем сюда:

http://www.youtube.com/watch?v=sT2BloTgw7k

Ладно, я больше не буду, а то слишком много для первого погружения в qawwali, это же восточная суфийская психоделика. Они, когда в транс входят, одну песню могут по несколько часов импровизировать, до полного изнеможения.




Edited at 2012-06-13 04:10 pm (UTC)
ilfasidoroff
Jun. 13th, 2012 04:11 pm (UTC)
Вот! А я-то на второй минуте (первого) подумала - где же я это уже слышала? )))
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner