?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Я едва помню весьма самобытное лицо АЕ1; чересчур много новых лиц было вокруг, и мы едва обменялись парой слов. Я отчасти самой себе удивлена, что шагаю по улице рядом с этим незнакомцем, который общается со мной с радушием давнего друга и называет меня по имени, на американский манер. Легкость человеческих отношений здесь меня очаровывает. Возможно, дружба во Франции – более твердое и глубокое чувство — не знаю; но в любом случае, у нас при первой встрече никогда не бывает подобной теплоты. А эти люди с таким желанием готовы помочь! Стоило мне лишь заикнуться о том, что хочу послушать джаз, и пожалуйста — я на пути в Карнеги Холл на концерт Луи Армстронга. Это редкая удача, учитывая, что Армстронг уже несколько лет не устраивал сольных выступлений в концертном зале, и все билеты давно распроданы. АЕ — большой фанат, и у него есть связи. Но то, что он позволяет мне этим воспользоваться, хотя и не знает меня — такая безвозмездная доброта в очередной раз поражает меня и наполняет чувством стыда.



«Мы зайдем к ММ2 за билетами», — говорит АЕ. И снова удивляюсь тому, насколько я еще не blasé. Как замечательно увидеть имя и образ, трансформирующиеся в плоть и кровь! Незадолго до отъезда в Нью-Йорк я слушала оркестр Дона Редмана3 в Париже, думая о предстоящем путешествии и перелистывая негритянский журнал Ebony, фотографии одна за другой представляли волнующий образ Америки. На одной из них был изображен ММ, улыбающийся на улицах Гарлема. Белый музыкант, женатый на негритянке, он уже двадцать лет живет среди негров и играет в негритянском оркестре. Он рассказал историю своей жизни в книге1, которая пользуется сейчас большим успехом. И вот этот самый человек приветствует нас, приглашая пройти в свой кабинет, заполненный книгами и пластинками. Там его окружает несколько человек, и мне стало бы не по себе, если бы все они не были американцами. АЕ представляет меня NG4 , который только что опубликовал довольно скандальный роман о военной школе на Юге. Это высокий, рыжеволосый парень с лицом подростка, хотя он уже женат. У него подбородок Фреда Астера, и он кажется мне типичным американцем, будто я двадцать раз видела его или какие-то черты его лица в голливудских фильмах. ММ подносит мне стакан виски, вручает свою книгу с автографом и несколько пластинок со своими записями. NG тоже дарит свою книгу с автографом. И вот я стою с охапкой книг и пластинок в окружении друзей, и кажется, будто они знали меня всю жизнь. Я знаю, что они страстно любят джаз и что они страстно ненавидят американский капитализм, расизм, пуританский морализм — всё, что я презираю в той Америке, которой они принадлежат и в которой многое лелеют. Этого достаточно для меня, чтобы чувствовать себя ближе к ним, нежели к подобострастным или враждебным французам, для которых эта страна всего лишь абстрактная держава.

Карнеги Холл, самый большой концертный зал в мире, переполнен. Американская публика в каком-то смысле убила джаз5, но она, тем не менее, любит его. Армстронг появляется под неистовые аплодисменты, и в очередной раз меня волнует чудо материализации образа: я узнаю лицо, которое видела на множестве фотографий. Но Армстронг постарел6. Нынче он редко выступает с иными, нежели чисто коммерческими целями, и в этих случаях лишь вместе с одним из до неприличия разросшихся оркестров, в которых утрачены интимность и правдивость джаза. Кажется, он хотел выступать с подобным оркестром и сегодня, немалых усилий стоило убедить его, чтобы играть лишь с пятью музыкантами. Для нескольких последних номеров он тем не менее настоял, чтобы собралась вся его труппа. И публика приветствует их музыку в продолжении к концерту – на танцы за ужином – с тем же энтузиазмом, как и аутентичный джаз – такой непорочный и превосходный, каким он был в первой части программы. (с)


Отрывок из дневника Симоны де Бовуар, «Америка день за днем», 1947. Перевод (с) ilfasidoroff, 2012.)


1 Писатель Бернард Вульф — соавтор биографии Милтона Меззроу “Really The Blues”. Кастор познакомилась с Вульфом на пати за несколько дней до описываемого события. Инициалы разных людей, которые она использует в дневнике, чаще всего не совпадают с именами-фамилиями людей.

2 Музыкант Милтон Меззроу (Мезз), исполнитель джаза (кларнет, саксофон), известный также как торговец наркотиками. (Послушать)

3 Американский джазовый музыкант и аранжировщик Дон Редман. (Послушать.)

4 Американский писатель Колдер Уиллингэм, получивший образование в Цитадели. Его роман, опубликованный в 1947 году, который упоминает де Бовуар, назывался “End as a Man”.

5 Эта фраза мне не совсем понятна: что де Бовуар имела в виду, говоря, что «американская публика убила джаз»? Либо это замечание, относящееся к американском расизму, либо что-то еще…

6 Вряд ли Кастор имела в виду возраст Армстронга: напоминаю, что в феврале 1947 года ему было всего 45 лет, и он активно выступал еще в последующих 2.5 десятилетиях.





Копирование вышеизложенного текста и других материалов из этого блога с указанием соответствующей ссылки – приветствуется.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
dal_martin
Jun. 17th, 2012 05:42 pm (UTC)
Она имела в виду коммерциализацию джаза определенных направлений, вот и все. Но пишет о джазе она плохо, увы.
ilfasidoroff
Jun. 17th, 2012 05:47 pm (UTC)
Почему плохо?
dal_martin
Jun. 17th, 2012 05:52 pm (UTC)
Она его не чувствует просто, она пишет около, а уж в сороковых надо было не об Армстронге тогда писать, а о Паркере и пр. Скучно у нее получается.
ilfasidoroff
Jun. 17th, 2012 05:58 pm (UTC)
А... вы судите по этому отрывку )). Зря. Потому что у нее в этом дневнике много о джазе, о разных музыкантах, в разных штатах и городах (в Нью Йорке, Чикаго, Новом Орлеане и т.д.). И что самое главное (вернее, главное для меня) - она не теоритизиует, а говорит именно о своих чувствах - и мне именно этот уровень рассуждений о музыке ближе всего. Но т.к. я решила быть "тщательной" в этом проекте, то задача собрать ВСЕ ее записи о джазе. Поэтому будут кое-какие и "около-джазовые" тоже, в частности - вот этот отрывок. ))
dal_martin
Jun. 17th, 2012 06:18 pm (UTC)
Видимо, я в свое время слишком много слушал джаза и слишком много читал о нем)
ilfasidoroff
Jun. 17th, 2012 06:21 pm (UTC)
Хорошего много не бывает. Но все равно, по одной этой записи-то чего судить. Но если вы читали ее дневник полностью, тогда другое дело - уже есть с чем сравнить, и то, как она пишет (и как я перевожу!), тоже ведь дело вкуса.
dal_martin
Jun. 17th, 2012 06:22 pm (UTC)
Ее дневник я не читал, но думаю, что многого себя и не лишил, она сама мне просто не очень интересна.
ilfasidoroff
Jun. 17th, 2012 06:23 pm (UTC)
Это другой разговор. Интересы у разных людей разные, да. ))
dal_martin
Jun. 17th, 2012 06:24 pm (UTC)
Думаю, вы меня простите))
ilfasidoroff
Jun. 17th, 2012 06:24 pm (UTC)
Да ладно, че...
dal_martin
Jun. 17th, 2012 06:26 pm (UTC)
Смайл!
Жду про А.М.)
ilfasidoroff
Jun. 17th, 2012 06:26 pm (UTC)
Ухожу тогда Конради читать.
dal_martin
Jun. 17th, 2012 06:27 pm (UTC)
А я за португальцев болеть)
ilfasidoroff
Jun. 17th, 2012 06:28 pm (UTC)
У каждого свой спорт!
dal_martin
Jun. 17th, 2012 06:28 pm (UTC)
И еще смайл!
_badger_
Jun. 18th, 2012 12:19 am (UTC)
Американская публика убила джаз
В американской музыке постоянно происходило "перетягивание одеяла" - чувствуя, что негритянская музыка - это золотая жила, музыкальные менеджеры занимались ее адаптацией для белой аудитории, в частности, это приводило к гигантизму постановок джазовых шоу, которые становились дороже и помпезней. Это и имеется в виду под "убийством джаза", в котором де Бовуар ценила именно камерность и непосредственное общение артистов с публикой в малых клубах - та самая "интимность и правдивость"

В качестве "ответной меры" чёрные музыканты взяли курс на интеллектуализацию джаза, отсюда "Паркер и пр.", что привело к окончательной потере джазменами широкой аудитории, т.к. джаз превратился из музыки для body and soul в музыку для высоколобых интеллектуалов с высоким цензом вхождения как для музыкантов, так и для публики.

Тем не менее, джазовый мейнстрим, основанный на свинговой традиции, продолжал существовать до глубоких 60х, пока были живы великие джазмены, начинавшие свою карьеру в 20-30х

Вот этот клип Billie Holiday требует, конечно, отдельной темы.
Тут и интимность, и правдивость, чего у Армстронга очень трудно было найти начиная с 50-х, когда он окончательно стал памятником самому себе.
http://www.youtube.com/watch?v=ZtgUbJN8oPE
Кульминация ролика - короткое соло Lester Young, начинающееся с 2:02 и взгляд Billie Holiday
А теперь читаем вот это:
On December 8, 1957, Young appeared with Billie Holiday, Coleman Hawkins, Ben Webster, Roy Eldridge, and Gerry Mulligan in the CBS television special The Sound of Jazz, performing Holiday's tunes "Lady Sings The Blues" and "Fine and Mellow". It was a reunion with Holiday, with whom he had lost contact for years. She was also in decline at the end of her career, and they both gave moving performances. Young's solo was brilliant, considered by many jazz musicians an unparalleled marvel of economy, phrasing and extraordinarily moving emotion.[citation needed] But Young seemed gravely ill, and was the only horn player who was seated (except during his solo) during the performance. By this time his alcoholism had cumulative effect. He was eating significantly less, drinking more and more, and suffering from liver disease and malnutrition. Young's sharply diminished physical strength in the final two years of his life yielded some recordings with a frail tone, shortened phrases, and, on rare occasions, a difficulty in getting any sound to come out of his horn at all.[citation needed]
Lester Young made his final studio recordings and live performances in Paris in March 1959 with drummer Kenny Clarke at the tail end of an abbreviated European tour during which he ate next to nothing and virtually drank himself to death. He died in the early morning hours of March 15, 1959, only hours after arriving back in New York, at the age of 49. He was buried at the Cemetery of the Evergreens in Brooklyn. According to jazz critic Leonard Feather, who rode with Holiday in a taxi to Young's funeral, she said after the services, "I'll be the next one to go." Holiday died four months later at age 44.
ilfasidoroff
Jun. 18th, 2012 01:39 pm (UTC)
Re: Американская публика убила джаз
О, йес. Билли Холидей. Она - мое первое притяжение к джазу (спасибо старшему другу, который подарил ее пластинку на мое то ли 21 то ли 22-летие). Непростительно поздно я начала этим интересоваться, но, наверное, пришла бы рано или поздно все равно. Спасибо за этот клип, он, пожалуй, один из самых лучших клипов на ютьюбе.

А кстати - забавное (лично мое) наблюдение: они чем-то похожи с де Бовуар внешне.
_badger_
Jun. 18th, 2012 02:20 pm (UTC)
Re: Американская публика убила джаз
Эти русские все на одно лицо! -))



Edited at 2012-06-18 02:22 pm (UTC)
ilfasidoroff
Jun. 18th, 2012 03:24 pm (UTC)
Re: Американская публика убила джаз
Смайл. )))
_badger_
Jun. 18th, 2012 03:48 pm (UTC)
Re: Американская публика убила джаз
Шо у нас дальше на повестке дня для обсуждения?

Вы видали у меня в ЖЖ Freddie Scott'а Hey Girl?
http://users.livejournal.com/_badger_/127872.html

И ещё вот это с ним же - http://users.livejournal.com/_badger_/126907.html

Freddie Scott считается одним из лучших соул-шаутеров, он обладал реально "большим" голосом, глубоким и бархатистым тембром и необыкновенно убедительной "мужской" интонацией.

Напомню, что в соул-музыке есть очень условная градация по стилю пения - beg, scream & shout, но обсуждение особенностей оных - тема следующей лекции )))
ilfasidoroff
Jun. 18th, 2012 06:13 pm (UTC)
Re: Американская публика убила джаз
На повестке дня этого ЖЖ - очередной кусочек фактов биографии Айрис Мердок. :) А из дневника де Бовуар (после этого) будет представлен не совсем "джазовый" отрывок, потому как там описание вечера в Нью-Йоркском баре Sammy's (но тоже, надеюсь, будет интересно не только мне :)).

Ваш ЖЖ пролистала с конца до начала - искала текст про кадриль, не нашла :(. Очень многое слушала по ходу, но чтобы прослушать всё, нужно не вылезать денно и нощно, так что если будете иногда давать подобные ссылки - замечательно. ))
_badger_
Jun. 18th, 2012 12:25 am (UTC)
А вот один из немногих правдивых клипов позднего Армстронга, где он не "торгует лицом", а ведет себя просто и естественно, от души дурачась вместе с Джонни Кэшем

http://www.youtube.com/watch?v=Y0NpSWXDM4I

Louis had resumed performing on a restricted basis the previous summer at the Newport Jazz Festival. His doctor forbade him from playing his trumpet. In spite of this he started playing the trumpet again and touring. His appearance here on the Johnny Cash show in 1970 is evidence of this. Louis remains seated no doubt because of his frail health. He continued to tour and his health continued to deteriorate in the coming months. He died the next summer in July of 1971.
ilfasidoroff
Jun. 18th, 2012 01:53 pm (UTC)
Очень хороший клип, спасибо ))
inessa_bar
Jun. 20th, 2012 03:37 pm (UTC)
Таня, привет! Дивно интересный отрывок из де Бовуар.
Но Христа ради - какие подписанные копии книг? Авторы не копии книг дарят, а просто свои книги с автографами:)
ilfasidoroff
Jun. 20th, 2012 03:45 pm (UTC)
Воот! Дай Бог здоровья Инессе! И терпения на то, чтоб читать мои тексты (и придираться, придираться :)))

Я исправила, спасибо :) По-французски (как и по-английски) говорять "подписанные копии книг". Но я по-рушшки-то не очень, так что спасибо вам очередное )))
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner