?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Двое сказали "Ай!"

Я тут спросила, кто хочет, чтобы я рассказала отдельным постом, как Канетти немецкий учил. Захотели двое (ответили "Aye!"). В принципе, даже желания одного человека мне было бы достаточно (приятно делать приятное, неважно, скольким). Понимаю, что Канетти или даже Мердок интересуют далеко не всех моих френдов/читателей, но вот именно этот рассказ, может, кому-то еще интересным покажется, например, педагогам. Или лингвистам.


В общем, пересказываю своими словами кусочек из первого тома автобиографии Элиаса Канетти “Die gerettete Zunge: Geschichte einer Jugend” («Спасённый язык. История одной юности», 1977).

В мае 1913 года Канетти еще не было восьми лет, но он уже владел (в разной степени) четырьмя языками: родным для него был ладино, болгарский – вторым языком раннего детства. Английский он знал лучше двух первых, хотя прожил в Англии только два года, но именно там он пошел в школу и научился читать. (Кстати, и уже будучи человеком средних лет, он говорил по-английски без акцента.) И еще он немного знал французский, но француженка-репетиторша не слишком-то утруждала себя работой с его произношением. Детские воспоминания Канетти: он читал наизусть “Paul était seul à la maison” перед гостями, и его произношение вызывало у них смех, который повергал его в смущение.

Родители Канетти были полиглотами. Между собой они общались на немецком — языке их любви, которому не спешили обучать своих троих сыновей. Когда скоропостижно скончался отец Канетти, мать решила переехать из Манчестера в Вену, ее любимый город. В мае 1913 года по пути в Австрию семья сделала остановку в Лозанне: мать сняла на три месяца просторную квартиру с живописными видами на озеро.

Цель такой долгосрочной остановки стала ясна Канетти спустя несколько дней после прибытия в Лозанну. Мать не допускала и мысли, чтоб ее сын мог пойти осенью в школу на более низкую ступень, чем его сверстники. Она купила английский учебник немецкой грамматики и незамедлительно приступила к обучению сына.

«Как я могу описать это обучение правдоподобно? — писал Канетти в «Спасенном языке». — Я-то знаю, как оно проходило, разве такое можно забыть? Но я до сих пор не верю этому сам».

Канетти садился лицом к открытому окну, через которое ему видны были цветные парусники на озере, мать садилась напротив, к окну спиной. Открытый учебник она держала перед собой, Канетти не мог видеть, что там написано. Мать зачитывала немецкие предложения из учебника, заставляя сына их повторять. Она не объясняла значений фраз, он повторял их, как попугай, на слух, каждую по несколько раз, пока мать не удовлетворялась его произношением, жестко высмеивая его каждый раз за неправильности. Затем она произносила фразу по-английски. Но только один раз. И переходила к следующей фразе. Зачитав таким образом довольно большой список предложений, мать предупредила Канетти, что он должен запомнить каждое. После занятия она больше не возвращалась к тем предложениям и отказывалась повторять их для сына.

На следующий день они снова сели за стол: Канетти лицом к окну, мать с книгой напротив. Она произнесла одно из зачитанных накануне предложений и спросила сына, что оно значит. По какой-то счастливой случайности Канетти помнил значение именно этого предложения и перевел правильно. Мать отметила удовлетворенно: «Я вижу, это работает!» Но тут, по словам Канетти, случилась катастрофа. Из всех фраз он помнил значение лишь одной. Мать зачитывала фразу за фразой, выжидательно смотрела не сына, а он заикался – и замолкал. Мать постепенно теряла терпение и наконец вскричала: «Ты же запомнил первое предложение, значит, ты способен делать это как нужно. Но ты не хочешь. Ты хочешь остаться в Лозанне. Я оставлю тебя одного в Лозанне. Я поеду в Вену и заберу Мисс Брей [гувернантку] и малышей с собой. А ты оставайся в Лозанне один! »

Эта угроза показалась восьмилетнему Канетти менее страшной, чем высмеивания матерью его неверных ответов. Войдя в раж, она воздевала руки к небу и кричала: «Мой сын идиот! Я понятия не имела, что мой сын идиот! Твой отец тоже знал немецкий, что бы сказал твой отец?»

Канетти был в полном отчаянии. Пытаясь скрыть обиду, он смотрел в окно, словно искал поддержки у парусников. Но в какой-то момент произошло нечто странное (и даже описывая это в автобиографии, Канетти не мог найти подходящего объяснения). Он стал внимательным, как черт, и начал запоминать значения фраз слету. Мать не хвалила его, даже если он безошибочно вспоминал переводы 3-4 фраз подряд. Канетти боялся ее насмешек, и после занятий постоянно повторял про себя выученный материал. Жизнь в Лозанне стала для него адом, внутри сидел постоянный страх, и мать не упускала случая обозвать его идиотом.

Никто не мог помочь Канетти. Текст в учебнике так и оставался скрытым от его глаз, гувернантка не знала других языков, кроме английского. Однако именно она и пришла на помощь Канетти, видя его мучения. Мисс Брей сказала Мадам Канетти, что ее сын хочет изучать готический шрифт. Мать спросила его: «Это правда?» Канетти подтвердил, она стала давать ему книгу для изучения букв, но занятия с фразами остались в прежнем режиме — воспроизведение на слух.

Спустя несколько дней у матери больше не было поводов называть сына идиотом, однажды она произнесла с явной гордостью: «Ты МОЙ сын, в конце концов». После этого она стала говорить с ним по-немецки все время.

В августе они прибыли в Вену. Канетти пошел в третий класс начальной школы, наравне со своими австрийскими сверстниками, выдержав предварительный экзамен.

Матильда Канетти с сыновьями. Цюрих, 1917.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
pogodda
Aug. 2nd, 2012 07:17 pm (UTC)
не поучить ли так мне свою дочь английскому?))
ilfasidoroff
Aug. 2nd, 2012 07:20 pm (UTC)
А попробуй. Потом непременно доложи о результатах.
dal_martin
Aug. 2nd, 2012 07:58 pm (UTC)
Жестоко...
ilfasidoroff
Aug. 2nd, 2012 07:58 pm (UTC)
Зато эффективно!
Без Заголовка - dal_martin - Aug. 2nd, 2012 07:59 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Aug. 2nd, 2012 08:01 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - dal_martin - Aug. 2nd, 2012 08:02 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Aug. 2nd, 2012 08:05 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - dal_martin - Aug. 2nd, 2012 08:06 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Aug. 2nd, 2012 08:08 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - dal_martin - Aug. 2nd, 2012 08:08 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Aug. 2nd, 2012 08:09 pm (UTC) - Expand
snopova
Aug. 2nd, 2012 08:04 pm (UTC)
Ну вообще жуткий метод, конечно)
ilfasidoroff
Aug. 2nd, 2012 08:06 pm (UTC)
Не вижу ничего жуткого. Тем более, когда обучала мать, которая знала своего ребенка. Знала, что этот метод можно было к нему применить. Она ж не била его линейкой, не ставила на горох.
Без Заголовка - blackdiver - Aug. 3rd, 2012 09:53 am (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Aug. 3rd, 2012 09:56 am (UTC) - Expand
_badger_
Aug. 2nd, 2012 08:15 pm (UTC)
готический скрипт - это, наверное, все же "готический шрифт".
ilfasidoroff
Aug. 2nd, 2012 08:16 pm (UTC)
Да, верно. Путаюсь в словах (эх, не было у меня жестких родителей). Сейчас исправлю, спасибо.
mamatoshi
Aug. 2nd, 2012 09:56 pm (UTC)
Моя учительница английского, унижала и оскорбляла меня как хотела Язык я не выучила, а чувство неполноценности несла долго. Если для него это не стало психо травмой то хорошо. Значит мама была его права...
ilfasidoroff
Aug. 3rd, 2012 10:04 am (UTC)
А как она оскорбляла и унижала? Ругала неприличными словами? Била по затылку? Или просто выпучивала глаза, повышала голос?

Я закончила ин-яз. У нас на первом курсе преподша была по фонетике - ух, злая тетка... Никогда никого не хвалила. Свое недовольство выражала очень явно - все в нашей группе боялись этих проявлений. Метод обучения у нее был весьма похожий на то, как обучала мать Канетти. Метод муштры. Доводила каждую фразу каждым студентом произнесенную до абсолютного перфекционизма. Ломались многие, даже уходили из института - из-за нее, да. Другие, наоборот, ворчали, впадали в отчаяние, злились, но учили. И учили здорово. Я не защищаю ту свою преподавательницу, я скорее - порицаю ее. Потому что она учила одним методом - всех. Без индивидуального подхода. И из всех, кого она учила, многие научились красивому произношению именно благодаря ей.

С матерью Канетти - совершенно иной случай. Она знала своего ребенка, как может знать только мать. Пусть она притом была жесткой. Цели добилась. Канетти идиотом не стал. Как раз наоборот, он стал гением (если не гением, но огромным талантом во всяком случае). Но почему-то большинству людей так и хочется ткнуть пальцем за то, что вот такая-сякая мать, ломала ребенка, неправильно воспитывала...
Без Заголовка - mamatoshi - Aug. 3rd, 2012 12:51 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Aug. 3rd, 2012 12:56 pm (UTC) - Expand
olelookoyeah
Aug. 3rd, 2012 01:45 am (UTC)
Таня, мне очень интересен предмет (Мэрдок и Ко), но есть постоянный дискомфорт от формы подачи материала, языка. И причина не в тебе, а в Конради, насколько я понимаю.
Это как бы слушать радио, но с помехами и треском.
ilfasidoroff
Aug. 3rd, 2012 10:08 am (UTC)
Здравствуй жопа, новый год. Во-первых, по-русски, мне кажется, она все же Мердок, не Мэрдок. Во-вторых, этот пост не о ней. В третьих, у Конради я беру содержание и облекаю в свою форму (не искажая фактов, повторяю уже в сотый раз). Так что все претензии по "форме подачи материала, языка" - ко мне. Конструктивная критика принимается с благодарностью. Мимолетные оценочные метафоры типа "радио с треском" - игнорируются.
Без Заголовка - olelookoyeah - Aug. 4th, 2012 06:32 am (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Aug. 4th, 2012 08:15 pm (UTC) - Expand
kolibry108
Aug. 4th, 2012 12:08 pm (UTC)
Жестокая маман. Не хотела бы я так учиться ничему! Знания, может, так и осядут в голове. Но вместе с комплексами и охлаждением отношений с самым родным человеком. И пойдет потом такое чадо, став взрослым, к психотерапевту выуживать из темных закоулков души свои детские обиды. А уж спец ему такое напридумает за свои деньги, чего и не было!
Любовью можно достичь гораздо бОльших результатов. Еще очень много зависит от самого ребенка. Бывает, одного лелеют, восхваляют, а он вырастает неблагодарным моральным уродом. А другого и унижают и лупят даже, а он вырастет нежным и преданным сыном.
Но всем нам в детстве хочется, чтоб нас любили не за что-то, не за какие-то успехи, а просто так.
ilfasidoroff
Aug. 4th, 2012 01:50 pm (UTC)
А вот я не вижу жестокости, хоть убейте меня. Понимаю, что любую ситуацию каждый нормальный человек через себя пропускает: в данном случае, и как ребенок, и как родитель. Ну и вот тут начинается: я из-за такой вот матери только на психотеравта сейчас зарабатываю, или: я бы со своим ребенком так не обошлась... И приходят все - судьи. Большинство все же не учитывает одного, но самого главного: индивидуального подхода. На мой взгляд так подход у матери здесь был выбран очень верный, хотя и жесткий.

Однако у меня по сравнению с другими комментаторами здесь, которым такой метод обучения не понравился, есть одно преимущество: автобиография Канетти, которую сейчас читаю. Знаю, как у него отношения с матерью складывались - и до того, и после. И чтобы успокоить вас, скажу: он не сломался на этом. И мать очень любил. И она его. Правда, потом их отношения, кажется, вылились во что-то иное, но это уже другой момент, до которого я пока не дочитала. ))
inessa_bar
Aug. 7th, 2012 07:48 am (UTC)
Ты хочешь придикрок? Их есть у меня;)
1. Что такое ладино? Поисковик мне не дал ответа, а я сама не знаю.
2. Во взрослом возрасте - нет! Уже будучи взрослым, достигнув зрелости, будучи человеком средних лет, когда вырос и стал взрослым...
3. детские воспоминания Канетти о том, как он читал наизусть “Paul était seul à la maison” перед гостями, вызывали у них смех, а у него смущение. - Я думаю, у гостей вызывали смех не его детские воспоминания, а то, как он читал? Опять же, что у него вызывало смущение - смех гостей или необходимость читать им? Перестраиваем фразу: Детские воспоминания Канетти: он читал наизусть “Paul était seul à la maison” перед гостями, и его манера чтения (произношение???) вызывала у них смех, который повергал его в смущение. Вариант: Детские воспоминания Канетти: он, смущаясь, читал наизусть “Paul était seul à la maison” перед гостями, и его манера чтения (произношение???) вызывала у них смех.
4. По пути в Австрию в мае 13-го семья сделала 3-месячную остановку в Лозанне, где мать сняла им просторную квартиру с живописными видами на озеро. - Вариант: По пути в Австрию 13 мая (роковое число!) семья сделала остановку в Лозанне: мать сняла на три месяца просторную квартиру с живописными видами на озеро.
5. Она купила английский учебник немецкой грамматики и приступила к обучению незамедлительно. - Она купила английский учебник немецкой грамматики и незамедлительно приступила к обучению сына.
6. Становясь особенно нетерпимой, она сотрясала руками над головой и кричала... - Войдя в раж, она воздевала руки к небу и кричала...
7. Он стал внимательным, как черт и запоминать значения фраз слету. - Он стал внимательным, как черт, и начал запоминать значения фраз слету.
По существу - очень правильный способ обучения языку. Именно как попугай человек должен запоминать фразы. Постепенно на автомате они раздробятся на слова, из которых он станет конструировать уже свои фразы. Мать Канетти - гений!

ilfasidoroff
Aug. 7th, 2012 10:41 am (UTC)
Хочу. :) Уже исправила везде. Спасибо, ты чудо.
Ладино - язык сефардских евреев. Евреев по большому счету 2 вида: ашкенази и сефарди. "Племена" ашкенази сформировались в Европе, их языком считается идиш (искаженный вариант немецкого). "Племена" ашкенази вышли из Испании. Их язык (ладино) - искаженный вариант испанского с заимствованиями из турецкого языка. Письменность у обоих языков основана на алфавите древнееврейского (в так называемом квадратном шрифте).
Без Заголовка - inessa_bar - Aug. 7th, 2012 10:46 am (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Aug. 7th, 2012 10:53 am (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Aug. 7th, 2012 11:39 am (UTC) - Expand
le_meme_eugene
Oct. 17th, 2012 03:33 pm (UTC)
IM
Вот класс! Если б раньше знал, то перед поездкой во Францию мобилизовал бы жену, чтобы учить французский таким методом.

А то я прочитал "Les Bonnes" Жана Жене (неудачный выбор: язык трудный) и "Le Diable et le Bon Dieu" (удачный выбор: очень хороший язык), чтобы усечь разговорный язык.
Помогло, но не очень.
А метод мамаши Канетти очень эффективный.

А насчет произношения точно: у сеструхи преподша была собака, иначе ее не называли. Зато теперь щеголяет королевским произношением. А я - увы.
Правда, у нее еще и слух есть.

Теперь узнаю, доходят ли комменты на давние посты.






ilfasidoroff
Oct. 17th, 2012 08:11 pm (UTC)
Re: IM
Комменты доходят на любые посты, хотя иногда возникают технические неполадки, что они вообще не ходят какое-то время. Ну я еще не всегда отвечаю вовремя, лишь в силу того, что много времени провожу вне соц. сетей.

Метод Матильды Канетты эффективный, да. Но требует индивидуального подхода. Если бы моя мать, например, вздумала обучать меня таким образом иностранному языку, я сомневаюсь, что из этого получилось бы что-то стопроцентно-хорошее, ибо на меня метод пряника действует лучше кнута. В детстве я почти бросила музыкальную школу, потому что учительница по общему фортепьяно имела обыкновение орать и стукать (не больно, но внушительно) по рукам учеников указкой. При этом многие ее выпускники стали отличными музыкантами, кое-кто даже известными.

Произношению помогает не столько музыкальный слух, сколько гибкий артикуляционный аппарат (умение имитировать).
le_meme_eugene
Oct. 17th, 2012 08:25 pm (UTC)
IM
На всякий случай: это не я такой красавчик на фотке. (Увы)
Это автопортрет Ван Дейка из мюнхенской Пинакотеки. Люблю.

У вас в Национальной галерее в Лондоне целый зал им заполнен. Или два.
ilfasidoroff
Oct. 17th, 2012 09:18 pm (UTC)
Re: IM
Да я поняла, что не вы. Уловила знакомые мазки, хотя в живописи не разбираюсь вообще и автора портрета не вспомнила бы. Но видела его раньше - однозначно.
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner