?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Предыдущие посты по этой теме смотрите по тегу Айрис Мердок

Элиас Канетти. 1952-1956. Часть 6 — Фридль Бенедикт

Фридль Бенедикт552. Немаловажную роль в любовных отношениях между А.М. и Канетти сыграла Фридль Бенедикт (см. факт 521). В начале 53-го она страдала от Болезни Ходжкина и доживала последние дни в Парижском госпитале. Это обстоятельство не давало покоя А.М.: она сочувствовала Фридль, сочувствовала Канетти, тем более, что сама недавно потеряла Франца, и две эти утраты (одна — уже случившаяся, другая — грядущая), несомненно, сближали ее и Канетти. Еще Айрис весьма волновало, что Фридль была старше ее лишь на три года и Канетти неоднократно подчеркивал их внешнее сходство. 10 января, когда Айрис сказала ему, что в ее мыслях он тесно связан с Францем, Канетти начал говорить о Фридль. Одна из его фраз очень впечатлила А.М.: «Я чувствую, как ты помогаешь Фридль оставаться в живых».

553. Еще в марте 1951-го Канетти написал сестре Фридль: “Ich liebe Friedl nicht mehr. Ich werde nie mehr mit ihr leben” (“Я больше не люблю Фридль. Я никогда не буду снова жить с ней”). Но спустя несколько месяцев Фридль тяжело заболела, что добавило ему чувства вины перед нею. Эту вину охотно, хоть и непреднамеренно приняла на себя А.М.. Она была идеальным козлом отпущения: доверчивая, мягкосердечная, с мазохистской натурой, наделенная богатым воображением. Когда Айрис старалась утешить Канетти своими письмами о Фридль, он подтверждал, что они помогали ему, добавляя: «Ты сделала то, что Фридль бы сделала». А.М. отмечала в дневнике: «Как странно, что я почти не отвергаю попытки К. отождествить меня с Фридль. <…> Я продолжаю ее для него, через меня он наслаждается ею вновь». Канетти заметил, что руки у Айрис точь-в-точь как у Фридль. Когда Айрис полушутя ударила его по лицу, он укорил ее: Фридль никогда бы такого себе не позволила.

554. Канетти делился с А.М. мыслями, преследовавшими его всю жизнь: «Бывали времена, когда мне казалось, что я пришел в этот мир, чтобы ликвидировать смерть». (Идея, позднее нашедшая отражение в романе А.М. «Школа добродетели».) И последующая мысль: «Я ненавижу и презираю себя за то, что не могу остановить смерть» — демонстрирует его очевидное стремление преуспеть в том, чего не удалось добиться Иисусу Христу. (Айрис, как и Канетти, считала, что "христианская «ложь» о покорении смерти Иисусом Христом глубоко вульгарна" (см. факт 537).)

555. Айрис писала, что хотела бы сдать кровь для Фридль. В марте она видела сон о Фридль, будто та позвонила ей по телефону и они долго болтали. Фридль казалась А.М. очень дружелюбной во сне, называла ее по имени, хотела встретиться.

556. Канетти чуть позже писал А.М. из Парижа, что сидел рядом с Фридль и врал ей, что Эймер Максвелл (см. факт 538) собирается поставить балет по ее книге, даже арендовал театр для этого. В конце марта Фридль почувствовала себя лучше, что привело А.М. к очередному разочарованию: «Я подлая тварь. Думала, «эстетическим» завершением будет ее смерть, и К. стал бы утешать себя мною».

557. 31 марта Канетти поведал А.М. историю романа Фридль с «карликом в Швеции», имея в виду венгерского художника Эндре Немеша, который рвал в клочья ее одежду (А.М. позднее описала похожий эпизод в романе «Вполне достойное поражение»), а затем он насиловал Фридль и резал на куски свои полотна. Когда их роман принял резко угрожающий характер, Канетти приказал Фридль немедленно бросить Немеша. Вскоре у нее появился новый любовник — добрый и щедрый американец Аллан Форбс, и теперь Канетти просил его бросить тяжело больную Фридль (Форбс не подчинился). Айрис плакала — частично от ревности, частично — из сострадания, пока Канетти не без преувеличений рассказывал ей, что Аллан покорил Фридль, пообещав ей Карибский остров, как и Фридль в свое время обещала Канетти один из «своих островов» рядом со Швецией. (Семья Форбсов владела маленьким островом Наушон, а семье Фридль по материнской линии принадлежал лишь один остров — Ангхольм. Однако ни тот, ни другой остров никому не обещались в подарок.)

558. В пять вечера 3 апреля (в Страстную Пятницу) Фридль умерла в тяжких муках, во время сильной грозы. Рядом с нею находилась ее сестра Сузи, с которой Фридль накануне (в Чистый Четверг) говорила о том, что намерение одного поступка может быть добрым, а результат оборачивается злом, и наоборот (возможно, даже намерения Канетти по отношению к Фридль были добрыми). Аллан и Сузи хотели сразу кремировать тело Фридль, но вместо этого им пришлось организовать долгую процессию, чтобы похоронить на кладбище рядом с Веной. Таков был приказ Канетти по телефону.

559. После смерти Фридль Айрис продолжала видеть ее во сне. Канетти не прекращал отождествлять А.М. с Фридль. Айрис сопровождала Канетти по местам его памяти о Фридль в Хампстеде. Он показал Айрис скамейку в саду Колледжа Св. Джона, где он и Фридль занимались любовью, интересуясь у А.М., занимался ли кто-либо любовью на скамейке среди бела дня в Оксфорде. На скамейке в саду Колледжа Св. Джона Айрис нацарапала имя Фридль.

560. В июне Канетти разразился бранью на Айрис, когда ему не понравилось что-то в ее письме, касающееся Фридль. А.М. ответила в слезах, что он, как Бог, «проходит мимо моих хороших поступков, но наказывает меня за плохой».

561. В канун Нового года, А.М. заявила, что хочет «быть Фридль». В начале 1954-го Канетти заверил ее, что любит ее «не только за это», опасаясь, что А.М. отождествляла себя с Фридль уже чересчур.

562. В ноябре 1954 А.М. последовала за супругами Канетти к месту их отдыха в Милане, чем весьма разозлила Везу, с которой вообще-то была в хороших отношениях. Канетти потом терпеливо объяснял Айрис, что такой поступок был в духе Фридль: та вполне могла последовать за ними в какое-то место, иногда поджидая на углу по несколько часов.

563. Последний (неопубликованный) роман Фридль повествует о подростке, личность которого украл мужчина старшего возраста. Айрис восхищалась книгами Фридль. Все три ее опубликованных романа, написанные под псевдонимом Анна Себастьян, были посвящены Канетти: “dem Dichter Elias Canetti, meinem grossen Meister” (писателю-поэту Элиасу Канетти, моему великому мастеру). Миша Фокс в романе А.М. «Бегство от волшебника», тоже посвященном Канетти, напоминает героя сюрреалистического произведения Фридль «Монстр» (1944): Джонатан Крисп — дерзкий, высокомерный, страшный повелитель Вселенной, он же продавец пылесосов, рэкетир, вуайерист, искусный поверенный в личных делах разных людей, насильник, нахлебник, обманщик, Казанова, Свенгали. У него множество изысканных любовниц, и тяга к рабочему классу. Он использует секс для достижения власти. Его привлекательность необъяснима. Он постепенно собирает толпу из буржуа и рабочих, превращая их в своих рабов; один за другим, они становятся перед ним на колени и целуют его ботинки. Он запросто беседует с Богом, будто с братом, которому Крисп завидует из-за того, что у него больше поклонников. Фридль в слезах призналась Канетти, что Крисп — это он. Рассказывая об этом А.М. в мае 1953-го, Канетти цитировал из «Монстра»: «На колени, Кэйт!» — а сам смеялся при этом. В 1944 году Фридль писала своим родителям, что в «Монстре» она пыталась показать, как рождаются Гитлеры.


Предыдущий пост об Айрис Мердок          Продолжение

Факты заимствованы из биографии Айрис Мердок, написанной английским автором Питером Конради (Peter J. Conradi, Iris – A Life, HarperCollinsPublishers, Great Britain, 2001). Обработка Ильфы Сидорофф ( (c) Ilfa Sidoroff, 2011-2012). Копирование вышеизложенного текста и других материалов из этого блога с указанием соответствующей ссылки – приветствуется.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

ilfasidoroff
Sep. 2nd, 2012 03:37 pm (UTC)
Да, он прототип, однозначно. Он прототип двух персонажей там, которые вроде как раздвоение одного: Миши Фокса и Калвина Блика.

А я вот вижу Мишу Фокса и Канетти один к одному.
fizdipyushka
Sep. 2nd, 2012 03:48 pm (UTC)
А Айрис писала о прототипе?
ilfasidoroff
Sep. 2nd, 2012 03:49 pm (UTC)
Поищу в биог.
ilfasidoroff
Sep. 2nd, 2012 04:40 pm (UTC)
Конради пишет в биографии (дословный перевод мой, прошу прощения за корявость):

Черты Канетти, положительные и отрицательные, настолько противоречивы, что трудно представить, как они могут уживаться в одном человеке. Это не случайно, что когда Айрис впервые представила его в «Бегстве от волшебника», она наделила его разноцветными глазами, и затем поделила его между двумя [персонажами]: коварным Мишей Фоксом, высокомерным и богоподобным, и Кальвином Бликом, его двойником, похожим на Смердякова, манипулирующим и безнравственным.
(Глава “Conversations with a Prince”, стр. 353)

Ее посвящение «Бегства от волшебника» «Элиасу Канетти» похоже на то, как это сделала Фридль: “dem Dichter Elias Canetti, meinem grossen Meister” (к ее роману “The Dreams”, 1950). И попытка Айрис изобразить Канетти в центральном персонаже Мише Фоксе, точно так же, как Фридль сделала с героем своего сюрреалистического романа «Монстр» (1944).
(Глава “Conversations with a Prince”, стр. 364-365)

С другой стороны А.М. сама писала Майклу Хамбургеру в 1993-94: «Канетти нигде нет в моих романах, между прочим! Я бы не хотела «копировать» людей, я изобретаю их».
(Это из ссылок в биографии, материал предоставлен библиотекой Университета Лидз. Лично мне трудно поверить здесь Айрис… Не только потому что очень четко вижу Канетти в Мише Фоксе. Но это, как говорится, ИМХО.)

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner