Элиас Канетти. 1952-1956. Часть 7 — Фридль Бенедикт

565. Фридль, возможно, преувеличивала, рассказывая подругам, что Канетти оскорблял ее — вербально и даже физически. Но есть и проверенный факт:Фридль однажды забеременела от писателя Вилли Голдмана, однако ее радость по этому поводу оказалась преждевременной — Канетти велел ей больше не попадаться ему на глаза, если только она не избавится от ребенка. Угроза сработала. Канетти уверял, что наличие ребенка подрывает творчество. И, конечно, он ревновал Фридль к Голдману. Аллан Форбс считал, что источником смертельной болезни Фридль был ее комплекс вины перед Канетти: тот аборт она рассматривала как свою месть ему.
566. Веза тоже рассказывала подругам, что Канетти принуждал ее к абортам. Правда, он сам говорил Аллану Форбсу, что после женитьбы на Везе ни разу не спал с ней. Это было маловероятно, и хотя Веза в действительности любила не Канетти, а его младшего брата Георга, она не блудила на стороне.
567. В «Перемигивании» (третьем томе мемуаров) Канетти открыто намекнул, что в 1936 году запал не на Фридль Бенедикт, а на ее сестру Сузи, чем нанес значительное оскорбление их семье.
568. В 1952 году тяжело больная Фридль настолько стеснялась своего внешнего вида, что отказала Канетти в посещении ее в больничной палате. Он наврал Айрис о встрече с Фридль в больнице и о том, как сумел вдохновить ее обещанием Эймера Максвела поставить балет по ее книге (см. факт 556). Ожидая свидания с Фридль в больничном коридоре, Канетти в очередной раз расстроил Сузи, выразив свое восхищение ее походкой, которая его возбуждала.
569. Канетти считал себя блюстителем нравов, но чрезмерно увлекался женщинами. Он не сомневался, что любую из них мог легко подчинить себе через секс. Когда Аллан Форбс приехал в Лондон, Канетти взял его под свое крыло и, очевидно стараясь утешить после смерти Фридль, замутил очередную интригу. Он поселил Аллана в комнату напротив той, где жила Бернис Рубенс, одновременно помогая ее мужу Руди Нассауэру поддерживать тайную связь с другой женщиной. Канетти таким образом создал для них «полную симметрию», которую Нассауэр позднее исследовал в своем roman-à-clef «Кукушка» (1962). Канетти представлен там в образе фанатично аккуратного и супер-осторожного персонажа по имени Кляйн**. А.М. тоже использовала это имя для своих героев: Гонореи Кляйн в «Отрубленной голове» и генерала Кляйна — тирана пьесы «Слуги и снег».
*Не тот ли гнев на А.М. побудил Канетти к такому некрасивому изображению ее в своих мемуарах?
** Klein (нем.) — мелкий.
Предыдущий пост об Айрис Мердок Продолжение
Факты заимствованы из биографии Айрис Мердок, написанной английским автором Питером Конради (Peter J. Conradi, Iris – A Life, HarperCollinsPublishers, Great Britain, 2001). Обработка Ильфы Сидорофф ( (c) Ilfa Sidoroff, 2011-2012). Копирование вышеизложенного текста и других материалов из этого блога с указанием соответствующей ссылки – приветствуется.
Пользуясь случаем, поздравляю всех, кого это касается — שנה טובה
Journal information