?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Предыдущие посты по этой теме смотрите по тегу Айрис Мердок

Элиас Канетти. 1952-1956. Часть 8 – «Под сетью»

570. Очевидно, Канетти представлял себя Пигмалионом, слепившим нескольких Галатей1: писательниц Фридль Бенедикт и Айрис Мердок в том числе. Он советовал Айрис писать по часу в день, «хотя бы наполовину сформулированные мысли, что угодно». Но она уже 10 лет вела такой дневник. В своей последней книге “Aufzeichnungen für Marie-Louise” Канетти сказал, что Айрис-писателя «открыл» Франц. Он рекомендовал ее первый роман2 в своем последнем письме к Канетти.

571. А.М. упомянула в дневнике, что давала Канетти читать рукопись — «маленькую и сухую, как грецкий орех». 28 марта 1953-го она завершила второй черновик романа и призналась себе: «Я теперь совершенно ясно вижу, насколько он плохой. Он очень романтический и сентиментальный, даже то интеллектуальное, что есть в нем — интеллектуально лишь в романтическом ключе. Если что-то спасет его от полного краха, так скорее всего — лишь его живость и жизнерадостность, которые приподнимут его, может быть, — и добавила, — дам почитать его К.». Не это ли событие Канетти потом излагал такими словами: «Бывало, я копался в вещах Айрис, находил неопубликованные записи и решал, можно ли с ними что-нибудь сделать»?

572. Вскоре представитель издательства «Викинг Пресс» Гвенда Дэвид обнаружила рукопись в своем почтовом ящике.С чьей легкой руки она оказалась там по адресу 44 Well Walk, известного немногим, Гвенда так и не узнала, хотя в этом явно чувствовался «мистический почерк» Канетти. Рано или поздно произведения А.М. начали бы публиковаться и без его посредничества, но тогда, по стечению обстоятельств, Гвенда оказалась приглашенной на банкет, устроенный Виктором Голланцем (для чего ей даже пришлось раскошелиться на вечернее платье за £113). Пока Гвенда танцевала там с представителем издательства «Чатто энд Виндус» Ианом Парсонсом, она упомянула об интересной рукописи. 5 августа Гвенда отправила эту рукопись Норе Смолвуд.

573. 3 октября А.М. отметила: «Чатто берет мой роман — и Викинг Пресс тоже. Но грустно все равно». За 60 лет ведения дневника это была единственная запись, где А.М. упомянула свою литературную деятельность (если не считать еще одной заметки в 1968 году, когда Айрис обнаружила пропажу кошелька и заняла £10 у Норы Смолвуд).

574. А.М. сомневалась в выборе заголовка. Приходили на ум странные сочетания, например “Up the Ladder and Down the Wall: A Reflective Pursuit” [Вверх по лестнице и вниз по стене: преследование в размышлениях]. Была также мысль назвать роман строчкой из Аддисоновской вариации 18-го Псалма “In Solemn Silence All4. Гвенда Дэвид рассказывала одной из своих протеже, как навещала А.М. в Оксфорде, и, увидев толстый слой пыли, покрывшей всю мебель в элегантной новой квартире на верхнем этаже дома на Бемонт Стрит, нарисовала там свое имя. Протеже Гвенды предложила назвать роман Мердок «Под сетью».

575. Спустя несколько месяцев после завязывания отношений с Канетти, Айрис стала понимать и его, и себя — лучше. Она поняла, что ей необходима «несчастная любовь», и Канетти, отстраненный и жестокий, вполне соответствовал ее потаённым чаяниям. Канетти казался ей частично фигурой света, частично фигурой тьмы. 1 апреля Айрис писала: «Он верит в существование сил зла и готов претворять зло во благо».

576. 13 мая А.М описывала в дневнике разговор с Канетти. «Он спросил: "Как бы ты среагировала, если бы я сказал, что приезжал в Оксфорд понаблюдать за тобой? И если бы я обнаружил, что ты изменяешь мне — о, какой скандал! По сравнению с ним торнадо — пустяк. И какое удовольствие это тебе бы доставило!" Когда К. говорит со мной так, мне грустно. Он почти способен на это. И эту черту в нем мне трудно понять».

577. 10 июля Эймер Максвелл (см.факт 538) выразил серьезное опасение по поводу того, что Канетти мог разнести его в пух и прах, и заставил А.М. признать Канетти «великим писателем». Вскоре Канетти, пытаясь предостеречь Айрис от Эймера, сказал ей, что тот «сделает все, что сможет, лишь бы вбить клин между нами, даже попытается соблазнить меня»5. При этом Канетти добавил: «Если ты сделаешь то, о чем пожалеешь, помни, что я милостив! Я буду яростно разгневан — но я милостив». Это заявление рассердило А.М. в высшей степени, «но и тронуло тоже, абсурдным образом».



1 Я однажды пересказывала миф про Пигмалиона и Галатею.

Канетти имел в виду роман, получивший в последствии название «Под сетью». Он не был первым романом, написанным А.М., но первым из ее опубликованных художественных произведений.

3 £11 в 1953-м = £249.15 в 2012-м

5-й стих Псалма 18 (Псалма 19 в масоретской нумерации: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова' их. Он поставил в них жилище солнцу») Джозеф Аддисон изложил следующим образом:

What though in solemn silence all
Move round this dark terrestrial ball;
What though no real voice or sound
Amidst their radiant orbs be found…


Очень красиво, на мой взгляд, переведено Инессой Серовой:

Внимая песне тишины,
Земля плывет и видит сны,
И целый мир плывет и спит,
И песня тишины звучит…

Можно прочитать полностью — и стихотворение, и перевод Инессы в ее ЖЖ.

5 Канетти довольно смешно рассказывает о первой встрече А.М. с Эймером Максвеллом в Party im Blitz: Die englischen Jahre. Как и в предыдущих отрывках этих мемуаров (которые я переводила здесь и здесь), заметны некоторые противоречия с биографией Мердок. Если хотите почитать также мой перевод о встрече А.М. с Эймером, скажите “Aye!” :)


Предыдущий пост об Айрис Мердок          Продолжение

Факты заимствованы из биографии Айрис Мердок, написанной английским автором Питером Конради (Peter J. Conradi, Iris – A Life, HarperCollinsPublishers, Great Britain, 2001). Обработка Ильфы Сидорофф ( (c) Ilfa Sidoroff, 2011-2012). Копирование вышеизложенного текста и других материалов из этого блога с указанием соответствующей ссылки – приветствуется.
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
fizdipyushka
Sep. 30th, 2012 12:28 pm (UTC)
Не очень люблю Под сетью
Но там многое нравится
ilfasidoroff
Sep. 30th, 2012 02:06 pm (UTC)
А Мердок, похоже, и самой этот роман не очень нравился. Хотя лично я думаю, что зря. А почему не любите? (Простите за занудство).

Юзерпик прикольный. Но - не соответствует. )))
Без Заголовка - fizdipyushka - Sep. 30th, 2012 02:08 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Sep. 30th, 2012 02:10 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - fizdipyushka - Sep. 30th, 2012 02:21 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Sep. 30th, 2012 02:22 pm (UTC) - Expand
dal_martin
Sep. 30th, 2012 01:00 pm (UTC)
Наконец-то) Спасибо! Ауе!
ilfasidoroff
Sep. 30th, 2012 02:06 pm (UTC)
"Aye" зачтено! )))
khapira
Sep. 30th, 2012 04:51 pm (UTC)
Маленькую и сухую как грецкий орех...Я что-то ее читала не могу вспомнить название, меня поражали метафоры и образы вот так несколько раз до дрожи. Но не дочитала, штука уплыла куда-то в Киндле в другой конец, и теперь надо очень долго искать. Ничего, доберусь.
ilfasidoroff
Sep. 30th, 2012 04:54 pm (UTC)
Я думаю, что всему свое время. Если Мердок уплыла куда-то на Киндле, значит ее время не пришло для тебя еще. Я к ней сама шла 25, кажется, лет. С тех пор, как мы в институте еще прочитали "Замок на песке". Это было в учебной программе как образец экзистенциализма. Хотя как образец его едва годится, но других книг в нужных количествах небось в институтской библиотеке и не было. Параллельная группа читала Моэма.
sergeeva777
Sep. 30th, 2012 11:18 pm (UTC)
Она осознала свою нужду в «несчастной любви» — Канетти с его отстраненностью и жестокостью отвечал ее душевному требованию. Вот оно. Сформированный психотип своего мужчины, который практически невозможно изменить ни визитами к многочисленным психотерапевтам, ни изучением книжек "что делать, если...", ни осознанием ошибок прошлого.
«Писать по часу в день хотя бы наполовину сформулированные мысли, что угодно» - да, это верно...
ilfasidoroff
Oct. 1st, 2012 08:27 pm (UTC)
Да, это хороший совет для начинающих писателей. :) Я бы еще обязательно советовала много-много читать. (Хотя к А.М. это не относится. :))
lite_lite_lite
Oct. 4th, 2012 10:52 am (UTC)
А дневник А.М. был опубликован когда-нибудь?
ilfasidoroff
Oct. 4th, 2012 11:32 am (UTC)
Не был. Все, что когда-либо было опубликовано из ее эпистолярных творений, это переписка с Фрэнком Томпсоном A Writer at War.
Без Заголовка - lite_lite_lite - Oct. 4th, 2012 06:46 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Oct. 5th, 2012 08:22 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Oct. 4th, 2012 08:48 pm (UTC)
АМ
Как говорится в известном письме, "вначале я молчать хотела".
Но не получится.
Давно читаю ваши посты о Мердок и не перестаю радоваться, даже ликовать.
Это неожиданный и необыкновенный подарок.
Вы просто молодец! Да что там говорить.

Женя

Кстати, Aye

ilfasidoroff
Oct. 5th, 2012 08:21 am (UTC)
Re: АМ
Спасибо, Женя. Так приятно узнавать, что читает кто-то еще, помимо тех, кто обычно не молчит. ))

Я учту и ваше "Aye" тоже, спасибо ))
(Anonymous)
Oct. 5th, 2012 02:34 pm (UTC)
Psalm 18-19
Ой, здесь у вас ошибка.
Дело в том, что в русской традиции 9-й и 10-й псалмы почему-то слились (вопреки оригиналу), а в западной - нет. Поэтому после 9-го псалма всегда есть расхождение на один номер.
Поэтому псалом, который вы цитируете(Да даст тебе...), на самом деле 18-й (согласно оригиналу), а Аддисон имел в виду 19-й.

Женя

Не знаю, как сделать картинку на никнейм.
ilfasidoroff
Oct. 5th, 2012 03:15 pm (UTC)
Re: Psalm 18-19
О, вот спасибо-то Вам! А то мы с Инессой недоумевали по поводу несоответствия текстов. Конечно, теперь я вижу соответствие между 18-м Псалмом и этим стихотворением. Исправлю, конечно.

Вам нужно зарегистрироваться в ЖЖ. Или можно комментировать от имени своего экаунта в Фейсбуке, в Контакте и т.д. Тогда будет картинка, ваши комменты не будут анонимными и ответы будут приходить вам на почту. ))
lemos
Oct. 5th, 2012 10:14 pm (UTC)
как так? за что, пчему так со мной?
ilfasidoroff
Oct. 6th, 2012 12:13 pm (UTC)
Ошибка "автопилота". )) Простите, ничего личного. Мне нравятся ваши заметки о Буэнос-Айрес, даже очень.
Без Заголовка - lemos - Oct. 6th, 2012 03:52 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Oct. 6th, 2012 03:53 pm (UTC) - Expand
inessa_bar
Oct. 17th, 2012 06:41 pm (UTC)
Ауе! Вот, значит, что с 19 псалмом! Виват Жене!
Танюх, редахторские придирки:
575. Она осознала свою нужду в «несчастной любви» — Канетти с его отстраненностью и жестокостью отвечал ее душевному требованию. М.б.: Она поняла, что ей необходима «несчастная любовь», и Канетти, отстраненный и жестокий, вполне соответствовал ее потаённым чаяниям.
575. «Он верит в реальные силы зла и готов использовать зло ради блага». А не ближе ли по смыслу: «Он верит в существование сил зла и готов использовать (претворять???) зло во благо».
576. Надо разобраться с кавычками. Видимо, их должно быть две пары: крайние (елочки, типа «») — закавычивающие дневниковую запись Айрис, и внутренние (лапки ””) — закавычивающие слова Канетти.
Слова Канетти я бы дала жестче: «Представь, что я признался, что приезжал в Оксфорд и следил за тобой? Допустим, я обнаружил, что ты изменяешь мне… Представляешь, что это была бы за разборка? О, по сравнению с ней торнадо — пустяк. Но почему-то я думаю, милая, что тебе эта разборка доставила бы бездну удовольствия! Не так ли?»
ilfasidoroff
Oct. 17th, 2012 09:30 pm (UTC)
Инесса, спасибо! Как мне тебя не хватало две недели. :)
Я исправила по первым двум пунктам - стопроцентно согласна. Насчет цитаты в пункте 576 - это цитата из дневника, дословный перевод, синтаксис у нее там тоже неправильный, т.е. кавычек нет, ну и если представить фразу в твоем варианте, она будет намного красивее, чем у Айрис. :)
Без Заголовка - inessa_bar - Oct. 18th, 2012 08:39 am (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Oct. 18th, 2012 04:06 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - inessa_bar - Oct. 18th, 2012 08:42 pm (UTC) - Expand
Без Заголовка - ilfasidoroff - Oct. 19th, 2012 08:42 am (UTC) - Expand
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner