?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Помните бал в колледже Св. Антония (из биографии А.М., факт 603)? Он оказался «экстраординарным событием» для Айрис, ибо завершился сближением с Джоном Бэйли. Автор биографии (Питер Конради) представил это событие через свидетельства очевидцев (может быть, даже воспоминания самой А.М.).А вот как оно описано в мемуарах Джона Бэйли.

В начале лета колледж Св. Антония организовал скромный танцевальный вечер — куда менее затейливое мероприятие, чем грандиозные университетские вечера (так называемые «знамен-балы»*), что проходят в конце летнего семестра и длятся всю ночь. Цена двойного билета на такое грандиозное мероприятие и тогда могла доходить до тридцати фунтов, а нынче и того дороже. Вечеринка в Св. Антонии стоила не более пары гиней. И хоть я сам не имел ни навыков, ни природной склонности к танцам, но все же решил пойти туда и спросить Айрис, не согласится ли она пойти со мной. Я купил билеты с тем расчетом, что перепродать их, в случае чего, будет нетрудно. К моему изумлению (и вовсе не к буйной радости), Айрис приняла приглашение с рвением. В моей душе это вызвало новую смуту. Да и реальные проблемы могли за этим последовать. Что если другие мужчины, мои коллеги в Св. Антонии начнут приглашать ее танцевать, и что если кто-то из них в нее влюбится, или она в кого-то? (Мне не приходило в голову, что она с тем же успехом могла положить глаз на одну из присутствующих девушек.)

Имелись и другие, более насущные проблемы. Куда мне позвать ее ужинать перед танцами, которые начинались в девять, кончались в двенадцать? Лишних денег у меня не было, но я понимал, что место должно быть «приличное», не просто паб там или кафе. Наконец я выбрал ресторан «Ридженси», рекламируемый в «Оксфорд Мэйл» как «заведение с лучшей кухней в Оксфордшире». Вряд ли можно было дискредитировать такой дельфийский слоган, если подумать как следует, но я-то и не задумывался. В половине седьмого я отправился за Айрис в ее колледж, но остался за дверью ее комнаты, когда постучав, услышал изнутри голос, велевший мне подождать минутку. Пока ждал, я старался представить, как она будет выглядеть и во что будет одета. Я предполагал, а вернее, надеялся, что на ней будет что-нибудь темное, лучше всего — черное, подходящее для особы зрелого возраста и умеренных нравов — каковой она и была в моих предположениях и надеждах. Разве не эти качества с такой силой притянули меня к ней, когда я впервые увидел ее на велосипеде?

Дверь открылась. Передо мной возникло явление, одетое в нечто похожее на огненно-красную парчу. В какой-то мере я был шокирован: ослеплен и потрясен одновременно. Все мои мечты, мои иллюзии и предположения о женщине… (девушке? даме?) на велосипеде словно разорвались в клочья и исчезли в том прошлом, где я хотел бы продолжать свое обитание, если бы мне предоставили выбор. Но выбора у меня не было. Напротив меня стояла абсолютно та же особа, что когда-то ехала мимо на велосипеде. Ее лицо по-прежнему казалось мне простым и добрым, не сказать, чтоб красивым или привлекательным, хоть и весьма выразительным с его курносостью и грубоватостью черт, и оно также казалось мне весьма таинственным. Но сейчас я видел его таким, как его видели другие люди. Оно ни в коем случае не было красивым по общепринятым стандартам, но ее наряд был стандартным. Как он расстроил меня. Такого рода вещицы могла нацепить только глупая девка, которой не хватило вкуса отнестись к выбору гардероба внимательно.

Что ж, делать нечего. Внимание Айрис, кажется, было поглощено… то ли лицом, которое она напудрила слишком обильно, то ли ее прической, то ли какой-то помехой в нижнем белье. Она то и дело изгибалась, неуклюже одергивала платье, будто то, что находилось под ним, было для нее чужеродным и соответственно — некомфортным. А может, ее поглощали мысли о том, что она могла бы в этот момент находиться в каком-то другом месте, с кем-то еще из ее друзей. Казалось, ее поглощало все и всё, кроме меня, она будто даже не замечала меня, прямо как в тот день, когда ехала на велосипеде мимо моего окна. Она даже не посмотрела на меня, но рассеянно взяла меня за руку, и мы пошли к выходу из здания колледжа Св. Анны, где она проживала, и это обрадовало меня не больше, чем ее неуклюжие жесты, будто на ней было надето что-то непривычное и неудобное. Корсет, наверное.


John Bayley, Iris: A Memoir of Iris Murdoch, Gerald Duckwork & Co. Ltd, London, 1999. Перевод Ильфы Сидорофф ( (c) Ilfa Sidoroff, 2012).



* Commem (commemoration) balls (англ.) — грандиозные балы, традиционно знаменующие окончание летнего семестра в Оксфордских колледжах.



Отрывок 1: Встреча Джона и Айрис

Отрывок 2: О писательской скромности

Конспекты биографии Айрис Мердок

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
dal_martin
Dec. 24th, 2012 06:30 pm (UTC)
Спасибо!
Счастливого Рождества!
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 06:33 pm (UTC)
Пожалуйста! И вам счастливого Рождества.
inessa_bar
Dec. 24th, 2012 06:37 pm (UTC)
Она его разочаровала... Ну надо же, а? Он совсем не комплексовал по поводу того, что у него мало денег и поведет ее в ресторан, который столь пошло себя рекламирует. Но дама в его ожиданиях должна была быть на высоте.
Глупые, глупые мужики... Разве вы стоите тех богинь, которых заказываете?
Слава Богу, у него хватило ума все-таки (скрепя душу) удовольствоваться такой, какая она перед ним предстала. Но как мелочно это внимание к "стандартному" пурпуру, излишней напудренности, изгибаниям спутницы, будто ей что-то мешало... Вот дать бы в этот момент ему почитать ее мысли. Что если она бы думала: нос кнопкой, должно быть, и член невелик; жидкие волосенки, потные ручонки, подслеповатые глазенки; неужели он думает, что кто-то может захотеть с ним спать?
Но она так не думала, я уверена, что она-то как раз была шире и выше. А он - рассматривал ее будто немолодую лошадь, выставленную на продажу. Тьфу, вот чесслово. Противный мужик, бээээээээээ(((
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 06:44 pm (UTC)
Инесса - прелесть. ))

Да, мне в этом отрывке Бэйли тоже представился не в лучшей красе, чем Канетти. Хотя к Канетти у меня во многом (помимо того, как он к А.М. относился) отношение положительное. Бэйли мне почему-то нравится не очень. Не почему-то, а как автор. Читала я его (помимо мемуаров). Не мой автор, ох не мой. Но он был идеальным партнером по жизни для А.М., я думаю все же. Это первый из моих трех переводов про бал. Дальше будет весьма интересно. ))
inessa_bar
Dec. 24th, 2012 06:48 pm (UTC)
Так оно уже интересно! Настолько захватывающе, что уже этого мудака хочется чем-нибудь тяжелым треснуть, прости Господи.
Идеальным партнером для АМ был бы и Канетти, если б был бы; и кто угодно еще... Она с большим тактом и уважением относилась к людям, была по-настоящему доброжелательна и снисходительна. А большинство воспринимали это как слабость и ущербность: раз у нее большие плоские ноги и курносая морда лица, пусть и не выпендривается, радуется, что хоть кто-то на нее внимание обратил... Мудачье, ей-ей мудачье.
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 06:51 pm (UTC)
Разделяю ваши взгляды, сударыня. Вот интересно было бы почитать мемуары о ней каких-нибудь женщин... Особенно тех женщин, с которыми она была близка. Но мне пока не встречались.
inessa_bar
Dec. 24th, 2012 06:54 pm (UTC)
Ищи! Не может быть, чтоб ничего не было)))
Прям мороз по коже от негодования. Этому скунсу Айрис нехороша, а? Сам-то на себя смотреть в зеркало пробовал хоть раз?
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 06:58 pm (UTC)
Да он вроде ничо так к себе относился, вполне критично. Хотя и был убежден в самом начале, что ему конкуренцию к сердцу Айрис никто не составит, хе-хе...

Я постоянно ищу чего-нибуд. Есть, конечно, разрозненные статейки. Но обработанные СМИ, не аутентичные... Почитаю еще кое-что у Бриджид Брофи. Хотя мемуаров-то об Айрис у нее, кажется, нет.
inessa_bar
Dec. 24th, 2012 07:05 pm (UTC)
Может, какие письма.
...Виделась давеча с Айрис, все-таки это необыкновенно грациозное создание. Не в обычном смысле слвоа, конечно, она не как балерина... Но поворот головы, но нечаянная жестикуляция, манера откидывать волосы, теребить шейный платок... Иногда она мне кажется похожей на венценосного птенца фламинго, по ошибке затеявшего общение с людьми. Она всегда юна. Думаю, будет такой и в 60, и в 70, и в 80. И все всегда будут тонуть в омутах ее прозрачных, как ледяной топаз, глаз. И она будет снисходительно подавать руку, словно и не подозревая, какой пожар при этом разгорается в сердце спасенного утопленника. Ах, Айрис-Айрис, если бы ты могла заглянуть на донышко моего сердца... Впрочем, ты сама написала там те слова, о которых будто бы и не догадываешься. Вечная девочка-кокетка!..
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 07:08 pm (UTC)
Сударыня! Вы были знакомы с Дамой Айрис?
inessa_bar
Dec. 24th, 2012 07:11 pm (UTC)
Уху
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 07:11 pm (UTC)
Вот нехренасебе!
inessa_bar
Dec. 24th, 2012 07:15 pm (UTC)
Дару мемуарные записи. И письма тожа дару.
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 07:16 pm (UTC)
Беру! Бью благодарные поклоны.
inessa_bar
Dec. 24th, 2012 07:17 pm (UTC)
Ок, поклоны можешь бить, главное - не побей меня)))
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 07:17 pm (UTC)
Уй, ежели нечаянно стукнусь лбом об твое колено, ты меня не пинай!
inessa_bar
Dec. 24th, 2012 07:18 pm (UTC)
Да будет так!
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 07:19 pm (UTC)
Дагаварились!
sergeeva777
Dec. 24th, 2012 08:54 pm (UTC)
Достаточно шокирующие признания мужчины, выдающие огромный комплекс, связанный с его скучной внешностью. Он ожидал "нечто чёрно-белое", традиционное, а получил то, что назвал "девкой. Он испугался, он реально испугался конкуренции.Мужчины боятся "нарядных женщин".
ilfasidoroff
Dec. 24th, 2012 09:16 pm (UTC)
"Девкой" перевела ее я. Для колориту. Бэйли назвал ее "silly girl".

Он боялся конкуренции, да, в чем и признался себе, когда говорил, что ведь ее могут пригласить танцевать другие мужчины, и она может влюбиться в кого-то. Но я также готова поверить, что Айрис не отличалась большим эстетическим вкусом, особенно в отношении своего внешнего вида. Для более уместного выбора одежды, косметики ей не хватало "экспертности". Ее талант был в ином. И нам ли не знать об этом.
le_meme_eugene
Dec. 25th, 2012 12:58 am (UTC)
Ну, хорошо, давайте подумаем, почему в британском кино не боятся показывать некрасивых актеров. Я всегда поражался: лица некрасивые, но такие выразительные. В стандартной красоте есть что-то пошлое.
ilfasidoroff
Dec. 25th, 2012 12:56 pm (UTC)
Интересно, а кого из актеров в британском кино вы считаете некрасивыми? И в чьих "стандартно"-красивых лицах видите пошлость? Имя, сестра, имя!(с) ))
le_meme_eugene
Dec. 26th, 2012 12:37 am (UTC)
Да не важно, кто именно. Я же не об актерах говорю, а о принципах художественного изображения, а именно: можно ли изображать некрасивое?
Актеры - это только пример.
Если этот пример не подходит, я дам другой.
Есть такой британский детективный сериал - Foyle's War или что-то в этом роде.
Действие происходит в английской глубинке во время 2-й Мировой войны. В британских доблестях и добродетелях никто не сомневается, но в этом сериале они показывают и некоторые весьма нелицеприятные вещи. Не боятся.
Например, когда Италия объявила войну, ребята устроили в городе итальянский погром: разгромили пиццерию. Дом сожгли. Владелец, который годами кормил всю округу, погиб при пожаре. Как вам это понравится?
Или история о том, как интернировали "немецких подданных", в том числе немцев-антифашистов и немецких евреев, которым удалось удрать от Гитлера. А их в кутузку. Некоторые, между прочим, умерли в заключении.
На меня произвело впечатление, что британцы не пытаются "замести это под ковер". Они как бы говорят: "Мы этим не гордимся, но так было".
Такое отношение к правде жизни вызывает только уважение.

Так вот,я думаю, что литература(и кино, и другие искусства)- это не рассказ о красивом, а рассказ о том, что есть, то есть правдивый рассказ.
А показывать только красивое - это, простите, социалистический реализм. Или, как еще у нас говорили, "лакировка действительности".











ilfasidoroff
Dec. 26th, 2012 12:02 pm (UTC)
В принципе, все неважно, конечно. Но вы сами же предложили комментом выше поговорить о красоте (стандартной, нестандартной) на примере актеров, переведя таким образом стрелку с мемуаров об Айрис Мердок на кино. Я сначала подумала, что вы хотите сравнить с фильмом "Айрис", но потом удивилась вашему мнению о "некрасивых актерах". Потом решила, что вы захотели просто расширить тему красоты. Мне это понравилось меньше, но услышать о ваших вкусах или предпочтениях было бы, по крайней мере, любопытно. Теперь вы переключаете внимание на сериал, которого я не смотрела и обсудить не могу (я вообще телевизор не смотрю практически), а также абстрагировано пофилософствовать про то, что есть "соц.реализм" и правильно ли это отражать действительность отлакированной. Я уже не один раз вам говорила, Женя, что не люблю и не умею говорить абстрактно. И плохо сосредотачиваюсь на перемене тем.
le_meme_eugene
Dec. 30th, 2012 10:17 pm (UTC)
Я написал этот ответ несколько дней назад, но не смог отправить по техническим причинам.
Возможно, он запоздал, но я надеюсь, что он объяснит, что я имел в виду. Все-таки важно добиться понимания.


Заговорив об актерах, я не имел в виду «переводить стрелки», и если это так выглядит, то это не нарочно.
В этом разговоре меня интересует одна тема, та же, что и вас – шокирующие заявления мемуаристов об Айрис, как это понимать и как к этому относиться. Выглядит так, что они «говорят о ней гадости».
Вы вправе спросить меня – зачем же тогда я говорю о некрасивых актерах, об историческом сериале и т. д . Ведь это не по теме.
Объясню. Это связано с моим способом находить ответы на трудные вопросы. В основе этого способа лежит принцип СРАВНЕНИЯ. Чтобы понять какую-нибудь вещь или явление, нужно сравнить ее/его с подобными вещами в соседней области, что ли.
В данном случае явление заключается в том, что мемуаристы «говорят гадости», они так понимают свою задачу.
Я задаю себе вопрос: а как поступают в подобных случаях в других жанрах литературы, искусства т.д.? Например, в кино. И тут оказывается, что поступают подобным же образом: рубят правду-матку, не обходят острые углы, не заметают под ковер, говорят без прикрас то, что было. При желании можно сказать «говорят гадости».
И тогда напрашивается вывод: может быть, это такая традиция? И не только в литературе и в искусстве, но и в общественной жизни. И вообще в культуре.
С другой стороны, можно сказать, что мои аналогии очень уж далекие. Лучше было бы сравнивать эти мемуары не с кино, а с другими мемуарами. Но дело в том, что я мало знаком с мемуарной литературой.
Вот «Исповедь» Руссо читал. Он там о себе такое понаписал!!
ilfasidoroff
Dec. 30th, 2012 10:28 pm (UTC)
Я не могу сравнивать с тем, о чем понятия не имею. Хоть вы и рассказали вкратце, о чем сериал, но у вас свое восприятие просмотренного-прочитанного, оно очень сильно отличается от моего (мы это уже уяснили).

Руссо я не читала и поэтому тоже не хочу уходить в обсуждение его "Исповеди".

В чем же вы видите "гадости" в приведенных отрывках? Я вижу иронию (очень типичную для англичан), но не сказала бы, что это "гадости". Вот Канетти писал мемуары иначе - в частности об А.М. он действительно говорил гадости - без кавычек. А Бэйли - иронизирует. Очень по-английски причем.
le_meme_eugene
Dec. 30th, 2012 11:31 pm (UTC)
Вот тут мы можем, как говорится, "прийти к консексусу". Я тоже думаю, что Бейли иронизирует над собой.
И я согласен, что "такого рода "эксгибиционисты" приятнее, чем лицемеры", и что "мемуары его в противном случае были бы менее интересны".
В этом, видимо, и разгадка.
И все равно эти откровения шокируют.
А Руссо я вспомнил потому, что он тоже делает ряд шокирующих признаний, особенно для своего времени, а еще более для нашего дремучего совкового времени.
А вообще Happy New Year! И чтобы все было хорошо.

( 27 comments — Leave a comment )

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner