?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Помните бал в колледже Св. Антония (из биографии А.М., факт 603)? Он оказался «экстраординарным событием» для Айрис, ибо завершился сближением с Джоном Бэйли. Автор биографии (Питер Конради) представил это событие через свидетельства очевидцев (может быть, даже воспоминания самой А.М.).А вот как оно описано в мемуарах Джона Бэйли.

В начале лета колледж Св. Антония организовал скромный танцевальный вечер — куда менее затейливое мероприятие, чем грандиозные университетские вечера (так называемые «знамен-балы»*), что проходят в конце летнего семестра и длятся всю ночь. Цена двойного билета на такое грандиозное мероприятие и тогда могла доходить до тридцати фунтов, а нынче и того дороже. Вечеринка в Св. Антонии стоила не более пары гиней. И хоть я сам не имел ни навыков, ни природной склонности к танцам, но все же решил пойти туда и спросить Айрис, не согласится ли она пойти со мной. Я купил билеты с тем расчетом, что перепродать их, в случае чего, будет нетрудно. К моему изумлению (и вовсе не к буйной радости), Айрис приняла приглашение с рвением. В моей душе это вызвало новую смуту. Да и реальные проблемы могли за этим последовать. Что если другие мужчины, мои коллеги в Св. Антонии начнут приглашать ее танцевать, и что если кто-то из них в нее влюбится, или она в кого-то? (Мне не приходило в голову, что она с тем же успехом могла положить глаз на одну из присутствующих девушек.)

Имелись и другие, более насущные проблемы. Куда мне позвать ее ужинать перед танцами, которые начинались в девять, кончались в двенадцать? Лишних денег у меня не было, но я понимал, что место должно быть «приличное», не просто паб там или кафе. Наконец я выбрал ресторан «Ридженси», рекламируемый в «Оксфорд Мэйл» как «заведение с лучшей кухней в Оксфордшире». Вряд ли можно было дискредитировать такой дельфийский слоган, если подумать как следует, но я-то и не задумывался. В половине седьмого я отправился за Айрис в ее колледж, но остался за дверью ее комнаты, когда постучав, услышал изнутри голос, велевший мне подождать минутку. Пока ждал, я старался представить, как она будет выглядеть и во что будет одета. Я предполагал, а вернее, надеялся, что на ней будет что-нибудь темное, лучше всего — черное, подходящее для особы зрелого возраста и умеренных нравов — каковой она и была в моих предположениях и надеждах. Разве не эти качества с такой силой притянули меня к ней, когда я впервые увидел ее на велосипеде?

Дверь открылась. Передо мной возникло явление, одетое в нечто похожее на огненно-красную парчу. В какой-то мере я был шокирован: ослеплен и потрясен одновременно. Все мои мечты, мои иллюзии и предположения о женщине… (девушке? даме?) на велосипеде словно разорвались в клочья и исчезли в том прошлом, где я хотел бы продолжать свое обитание, если бы мне предоставили выбор. Но выбора у меня не было. Напротив меня стояла абсолютно та же особа, что когда-то ехала мимо на велосипеде. Ее лицо по-прежнему казалось мне простым и добрым, не сказать, чтоб красивым или привлекательным, хоть и весьма выразительным с его курносостью и грубоватостью черт, и оно также казалось мне весьма таинственным. Но сейчас я видел его таким, как его видели другие люди. Оно ни в коем случае не было красивым по общепринятым стандартам, но ее наряд был стандартным. Как он расстроил меня. Такого рода вещицы могла нацепить только глупая девка, которой не хватило вкуса отнестись к выбору гардероба внимательно.

Что ж, делать нечего. Внимание Айрис, кажется, было поглощено… то ли лицом, которое она напудрила слишком обильно, то ли ее прической, то ли какой-то помехой в нижнем белье. Она то и дело изгибалась, неуклюже одергивала платье, будто то, что находилось под ним, было для нее чужеродным и соответственно — некомфортным. А может, ее поглощали мысли о том, что она могла бы в этот момент находиться в каком-то другом месте, с кем-то еще из ее друзей. Казалось, ее поглощало все и всё, кроме меня, она будто даже не замечала меня, прямо как в тот день, когда ехала на велосипеде мимо моего окна. Она даже не посмотрела на меня, но рассеянно взяла меня за руку, и мы пошли к выходу из здания колледжа Св. Анны, где она проживала, и это обрадовало меня не больше, чем ее неуклюжие жесты, будто на ней было надето что-то непривычное и неудобное. Корсет, наверное.


John Bayley, Iris: A Memoir of Iris Murdoch, Gerald Duckwork & Co. Ltd, London, 1999. Перевод Ильфы Сидорофф ( (c) Ilfa Sidoroff, 2012).



* Commem (commemoration) balls (англ.) — грандиозные балы, традиционно знаменующие окончание летнего семестра в Оксфордских колледжах.



Отрывок 1: Встреча Джона и Айрис

Отрывок 2: О писательской скромности

Конспекты биографии Айрис Мердок

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

le_meme_eugene
Dec. 26th, 2012 12:37 am (UTC)
Да не важно, кто именно. Я же не об актерах говорю, а о принципах художественного изображения, а именно: можно ли изображать некрасивое?
Актеры - это только пример.
Если этот пример не подходит, я дам другой.
Есть такой британский детективный сериал - Foyle's War или что-то в этом роде.
Действие происходит в английской глубинке во время 2-й Мировой войны. В британских доблестях и добродетелях никто не сомневается, но в этом сериале они показывают и некоторые весьма нелицеприятные вещи. Не боятся.
Например, когда Италия объявила войну, ребята устроили в городе итальянский погром: разгромили пиццерию. Дом сожгли. Владелец, который годами кормил всю округу, погиб при пожаре. Как вам это понравится?
Или история о том, как интернировали "немецких подданных", в том числе немцев-антифашистов и немецких евреев, которым удалось удрать от Гитлера. А их в кутузку. Некоторые, между прочим, умерли в заключении.
На меня произвело впечатление, что британцы не пытаются "замести это под ковер". Они как бы говорят: "Мы этим не гордимся, но так было".
Такое отношение к правде жизни вызывает только уважение.

Так вот,я думаю, что литература(и кино, и другие искусства)- это не рассказ о красивом, а рассказ о том, что есть, то есть правдивый рассказ.
А показывать только красивое - это, простите, социалистический реализм. Или, как еще у нас говорили, "лакировка действительности".











ilfasidoroff
Dec. 26th, 2012 12:02 pm (UTC)
В принципе, все неважно, конечно. Но вы сами же предложили комментом выше поговорить о красоте (стандартной, нестандартной) на примере актеров, переведя таким образом стрелку с мемуаров об Айрис Мердок на кино. Я сначала подумала, что вы хотите сравнить с фильмом "Айрис", но потом удивилась вашему мнению о "некрасивых актерах". Потом решила, что вы захотели просто расширить тему красоты. Мне это понравилось меньше, но услышать о ваших вкусах или предпочтениях было бы, по крайней мере, любопытно. Теперь вы переключаете внимание на сериал, которого я не смотрела и обсудить не могу (я вообще телевизор не смотрю практически), а также абстрагировано пофилософствовать про то, что есть "соц.реализм" и правильно ли это отражать действительность отлакированной. Я уже не один раз вам говорила, Женя, что не люблю и не умею говорить абстрактно. И плохо сосредотачиваюсь на перемене тем.
le_meme_eugene
Dec. 30th, 2012 10:17 pm (UTC)
Я написал этот ответ несколько дней назад, но не смог отправить по техническим причинам.
Возможно, он запоздал, но я надеюсь, что он объяснит, что я имел в виду. Все-таки важно добиться понимания.


Заговорив об актерах, я не имел в виду «переводить стрелки», и если это так выглядит, то это не нарочно.
В этом разговоре меня интересует одна тема, та же, что и вас – шокирующие заявления мемуаристов об Айрис, как это понимать и как к этому относиться. Выглядит так, что они «говорят о ней гадости».
Вы вправе спросить меня – зачем же тогда я говорю о некрасивых актерах, об историческом сериале и т. д . Ведь это не по теме.
Объясню. Это связано с моим способом находить ответы на трудные вопросы. В основе этого способа лежит принцип СРАВНЕНИЯ. Чтобы понять какую-нибудь вещь или явление, нужно сравнить ее/его с подобными вещами в соседней области, что ли.
В данном случае явление заключается в том, что мемуаристы «говорят гадости», они так понимают свою задачу.
Я задаю себе вопрос: а как поступают в подобных случаях в других жанрах литературы, искусства т.д.? Например, в кино. И тут оказывается, что поступают подобным же образом: рубят правду-матку, не обходят острые углы, не заметают под ковер, говорят без прикрас то, что было. При желании можно сказать «говорят гадости».
И тогда напрашивается вывод: может быть, это такая традиция? И не только в литературе и в искусстве, но и в общественной жизни. И вообще в культуре.
С другой стороны, можно сказать, что мои аналогии очень уж далекие. Лучше было бы сравнивать эти мемуары не с кино, а с другими мемуарами. Но дело в том, что я мало знаком с мемуарной литературой.
Вот «Исповедь» Руссо читал. Он там о себе такое понаписал!!
ilfasidoroff
Dec. 30th, 2012 10:28 pm (UTC)
Я не могу сравнивать с тем, о чем понятия не имею. Хоть вы и рассказали вкратце, о чем сериал, но у вас свое восприятие просмотренного-прочитанного, оно очень сильно отличается от моего (мы это уже уяснили).

Руссо я не читала и поэтому тоже не хочу уходить в обсуждение его "Исповеди".

В чем же вы видите "гадости" в приведенных отрывках? Я вижу иронию (очень типичную для англичан), но не сказала бы, что это "гадости". Вот Канетти писал мемуары иначе - в частности об А.М. он действительно говорил гадости - без кавычек. А Бэйли - иронизирует. Очень по-английски причем.
le_meme_eugene
Dec. 30th, 2012 11:31 pm (UTC)
Вот тут мы можем, как говорится, "прийти к консексусу". Я тоже думаю, что Бейли иронизирует над собой.
И я согласен, что "такого рода "эксгибиционисты" приятнее, чем лицемеры", и что "мемуары его в противном случае были бы менее интересны".
В этом, видимо, и разгадка.
И все равно эти откровения шокируют.
А Руссо я вспомнил потому, что он тоже делает ряд шокирующих признаний, особенно для своего времени, а еще более для нашего дремучего совкового времени.
А вообще Happy New Year! И чтобы все было хорошо.

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner