
Вот, что понравилось в том отрывке, что я прочла, сидя в сквере, и что актуально, не только для психоаналитиков, а также их пациентов (потому что об одной такой паре как раз речь в “Мантикоре” идет), но и вообще в жизненном опыте, особенно в пору его переосмысления (чем я, в частности, занимаюсь в последнее время в своих “мемуарах”).
Любой человек может отнести людей, с которыми пришлось тесно столкнуться по жизни к тем или иным архетипам (фигурам) - они воплощают шаблоны поведения, к которым человек демонстрирует предрасположенность. Эти шаблоны могут повторяться, или встречаться в единственном экземпляре, редко встречаются в чистом виде. К ним относятся:
Тень (отрицательное alter-ego) - как правило, человек, который нам чем-то особо противен, но лишь глубоко покопавшись в нем, можно осмыслить, что противно прежде всего то, чем мы сами грешим.
Друг - внешнее, приятное проявление себя, к которому тянет по-хорошему.
Анима (душа) - для мужчины - проецирование его женских проявлений в себе на других женщинах. У женщин, это мужские начала, соответственно, и называется Анимусом - проецирование таковых может просматриваться как на положительных, так и на отрицательных персонах. Мужчины часто видят в себе что-то от матери, женщины - от отца.
Чародей, или гуру - тот, кто оказывает мощное формирующее влияние на развитие личности.
Тролль… Тут я позволю себе процитировать русский перевод: “Иногда это докучливый гоблин, иногда — огромный добрый домовой, иногда отвратительное чудовище, иногда помощник и служитель или даже симпатичная волшебница, истинная Принцесса из Тридевятого царства, но никогда — полноценное человеческое существо. И бой с троллями, описанный Ибсеном, — это хорошая метафора той борьбы и мытарств, что выпадают на нашу долю, когда архетипы, находящиеся внутри нас, оказываются воплощены в людях, с которыми приходится иметь дело в повседневной жизни”.
Ну а Ибсен говорил о них так:
Жить — это снова и снова
В сердце с троллями бой.
Писать — это суд суровый,
Суд над самим собой.
Только сегодня узнала, что некоторые термины (если не все перекликаются) с юнгианскими в трактованиях сновидений, психоаналитик в “Мантикоре” как раз юнгианского течения. А я думала, Робертсон Дэвис их для метафор там приплел...
Journal information