?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись / Prev | Следующая запись / Next

Фон Мотесицки

Записки о юбилейной конференции
День рождения, часть 5

Кабинет декана St Anne’s на втором этаже двухэтажного здания. Поднимаемся по лестнице - не слишком широкой, Имельда впереди меня. На уровне моих глаз ее ноги в колготках - черных, но все же просвечивающих слегка, и невозможно не разглядеть на ногах… На ногах... Боже, что это?.. Комары ее так покусали? Правда, в Оксфорде нет комаров, если были бы, то мои ноги (а также руки, шея, лицо и все туловище) покрылись бы не меньшей россыпью болячек: на комаров у меня аллергия. Может быть, комары есть в Нидерландах? Покусали Имельду - она расчесалась - болячки за три дня не сошли… Но тогда у комаров в Нидерландах диета особая - пьют кровь из ног исключительно. Когда до меня доходит, что подобных следов от комаров быть не может, и они у Имельды, скорее всего, от потушенных об ноги сигарет, мне становится дурно. Минут пять соображаю: где я, что со мной, кто такая фон Мотесицки, кто такая Iris Murdock (MURDOCK?! REALLY?) на указателе в кабинет декана Оксфордского колледжа, в котором она когда-то работала, чьи “portrait and items” за этой дверью находятся.

Всякие мираклы случаются на мердоковских конференциях, верно подметила Анн Роу, включая оживших персонажей романов Мердок (и не спрашивайте, кто из них ожил в призрачной Имельде де Вальк, но в том, что кто-то ожил прямо передо мной - не сомневаюсь).

Очередь в кабинет декана - запускают по несколько человек. Постепенно я прихожу в себя. Когда захожу в кабинет - вижу сразу нескольких человек у портрета - толпятся. В ожидании освободившегося места там (желательно наедине с портретом) рассматриваю другие “items”.

Вот, например, письмо от Айрис декану, датированное 21 декабря, год не указан, предполагаю, что 1962-й - ее заявление об увольнении по собственному желанию, когда она приняла решение “болезненное”, но “необходимое”. В письме так и сяк обговаривается второстепенная причина: между писательством и преподаванием в колледже - вовсе не как из двух зол, а наоборот, чисто по-айрисовски “из двух ‘добр’”, она совершает “нелегкий” выбор в пользу первого, потому что на оба “добра” ей сил не хватает. Основная причина в письме, разумеется, не указана. Мердок уходит не столько от преподавания в колледже, без которого ей, действительно, трудно (как потом выяснится, иначе она не устроилась бы, спустя короткий срок, в Royal College of Arts в Лондоне), сколько от Маргарет Хаббард (любовная интрига с которой вылилась в некий скандал), и делает выбор в пользу своего брака с Джоном, который в письме, как бы к месту, упоминается неоднократно.

Она ушла из St Anne’s уже довольно известным писателем - колледж счел за честь заказать ее портрет стоящему художнику. Во втором письме декану она предлагает сделать этот заказ Мари-Луиз фон Мотесицки и готова сама оплатить (в качестве “скромного эгоистического подарка”) разницу между бюджетом колледжа и обычным тарифом художницы.”Я давно восхищаюсь ее работами, - говорит Айрис в этом письме, - думаю, она недостаточно известна в Англии”.

Вижу, что даже Айрис не могла верно произнести фамилию австрийской художницы и написала с ошибками, которые тут же исправила (“сама путалась в написании, где ‘S’, а где ‘Z’”), и хоть та к тому времени лет двадцать уже проживала в Англии, Айрис вполне бы могла и не знать о Мари-Луиз, если бы не их общий любовник - Элиас Канетти.

"В 1964 году Мердок сидела напротив фон Мотесицки, пока та рисовала ее заказной портрет в своей студии в Хэмпстеде. Вдруг распахнулась потайная дверь сбоку - и в проеме возникла фигура Канетти. Он напугал их обеих внезапным своим появлением: “Нарочно, конечно”, - отметила Айрис потом. Потребовал, чтобы Мари-Луиз показала Айрис свою работу. Портрет ей показался “прекрасным, ужасным, таким грустным и устрашающим: я там с демонами. Откуда она это знала?” Своим требованием Канетти оказал Айрис большую услугу: в портрете она разглядела себя и в себе - воплощение некой порочной связи между властью и жалостью.

Фон Мотесицки потом писала Канетти, что у Мердок “очень хорошее лицо”, но оценить его могут лишь те, “кто поймет, что она не женщина, а мужчина”.

Читать дальше

Читать с начала
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
galina_vr
Aug. 30th, 2019 08:20 am (UTC)
Очень говорящий портрет! А зачем относить Айрис к ж или м? Есть ведь слово "андрогин", и если не ошибаюсь, это два в одном.
ilfasidoroff
Aug. 30th, 2019 09:45 am (UTC)
Может, фон Мотесицки не знала такого слова, а то бы написала, что у Айрис "хорошее лицо, для тех, кто поймет, что она андроген".

Я немного отошла от современного русского языка, наверное, поэтому не знала, что "андрогенами" называют людей (а не только мужские гормоны) :)
galina_vr
Aug. 30th, 2019 11:30 am (UTC)
Я сейчас погуглила для точности. Андроген - это действительно гормон. Но "Андроги́н (др.-греч. ἀνδρόγυνος: от ἀνήρ «муж, мужчина» и γυνή «женщина») — человек, наделённый внешними признаками обоих полов, объединяющий в себе оба пола, либо лишённый каких бы то ни было половых признаков. Человек, который чувствует себя и мужчиной, и женщиной".
ilfasidoroff
Aug. 30th, 2019 01:18 pm (UTC)
ага, гермафродит, в общем. Я, хоть и придерживаюсь весьма либеральных взглядов в гендерных вопросах, все же оперирую привычными категориями, поэтому не могу, например, называть Айрис "андрогином" или употреблять по отношению к ней местоимение "он", несмотря даже на то, что она себя определяла как "мужчина-гомосексуалист". Все теперешние послабления с гендерной идентификацией были бы ей очень удобны, я думаю, но... она слишком рано для этого родилась. Да и я тоже.
galina_vr
Aug. 30th, 2019 03:48 pm (UTC)
По-современному - бисексуал, вполне невинно звучит. Это ей больше бы подошло.
ilfasidoroff
Aug. 30th, 2019 04:04 pm (UTC)
Скорее всего она была бисексуальной, имея интимные отношения и с мужчинами, и с женщинами. Но тут речь не о сексуальной ориентации, а о гендерной идентификации - кем (каким полом) человек себя осознает. Фон Мотесицки все же имела в виду второе, когда говорила Канетти о лице А.М.

У меня на глазах произошел лишь один случай, когда человек открыто заявил о своей идентификации и его в одночасье стали называть "она", не "он". Но она при этом могла остаться гомосексуальной, то есть иметь отношения с мужчинами, или гетеросексуальной - с женщинами.
Сложно все в общем :)
galina_vr
Aug. 30th, 2019 04:24 pm (UTC)
Гендерная идентификация - это ведь роль в обществе? Сейчас все так перемешалось. Недавно даже у нас расширили список профессий, по которым могут работать женщины.
ilfasidoroff
Aug. 30th, 2019 06:49 pm (UTC)
можно определить гендерную идентификацию и как "роль в обществе", но только с точки зрения самого идентифицируемого. Это когда, допустим человек с мужской половой системой ощущает себя женщиной или наоборот. Сейчас либерализация таких людей очень поддерживается - многие проходят и через соответствующие хирургические изменения. Но их сексуальная ориентация с этим не связана (вернее не у всех и не всегда). Если, допустим, был у нас в офисе такой парень Эндрю, в один прекрасный день он объявил себя Анджелой - типичный трансгендер. Какие у этой Анджелы при этом сексуальные предпочтения - никто не знает. Допустим, Эндрю спал исключительно с женщинами и считался при этом гетеросексуалом, став Анджелой - продолжает спать с женщинами, но идентифицируя себя с женщиной, она уже лесбиянка.

Айрис идентифицировала себя с мужчиной, но имела отношения и с женщинами и с мужчинами - то есть она была бисексуальна, хотя женщины, как она сама говорила, ее не интересовали. Мужчины ее интересовали, но не как женщину, а как мужчину-гея.

Иногда люди идентифицируют себя с противоположным полом больше всего из-за того, что предпочитают однополые отношения, И если они меняют гендер (социально или хирургически), то их отношения с предпочитаемым полом уже становятся гетеросексуальными. Но вообще это разные понятия, соответственно и комбинации разные.
beregbereg
Aug. 31st, 2019 12:46 pm (UTC)
Здесь Айрис скорее похожа на рыбака, чем на даму. Море-море зовёт!
ilfasidoroff
Sep. 2nd, 2019 07:47 pm (UTC)
Да, как будто на фоне моря и сломанной мачты сидит.
ilfasidoroff
Sep. 3rd, 2019 08:22 am (UTC)
Я вдруг поняла, кто она на этом портрете: волшебник Просперо из "Бури" Шекспира.
Так что верно вы подметили, Вера, "Море, море" зовет - этот роман у нее очень тесно связан с "Бурей", и в 1964-м она его еще не написала - он ее еще только "зовет" :)
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

больше петуха
ilfasidoroff
ilfasidoroff

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner